Примерное время чтения: 7 минут
218

Самобытный облик Перми утерян безвозвратно

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ - Прикамье 13/10/2010

Нобелевского лауреата, именитого поэта Иосифа Бродского в своё время после советской опалы приютил Нью-Йорк. Но гений, похоже, так и не воспылал любовью к этому мегаполису, раз писал, что «Лучший вид на этот город - если сесть в бомбардировщик». Судьбе было угодно, чтобы именно Нью-Йорк стал последним пунктом его жизненного пути. Если бы знать заранее…

Город живёт дольше, чем человек. Но и после отрезка жизни города, и после человека остаётся память. Длинная или короткая. Добрая или плохая. В сухом остатке: когда нет шанса исправить ошибки.

Каким путём идём мы, пермяки? Не важно, родились ли мы здесь, приехали ли  сюда - временно или навсегда. Мы можем продолжать  историю Перми, сохраняя её традиции, включая архитектуру, или же - «пользовать» город по принципу «на наш век хватит».

К сожалению, историческому облику краевой столицы досталось и в советские времена. Крепкие стены купеческих особняков поддавались не сразу. Планов было громадьё - вспомнить хотя бы проект создания органного зала в Феодосьевской церкви или домик изобретателя радио Попова, который всё показывали экскурсантам, а потом решили пустить под бульдозер!

Насколько новое время и нынешний экономический уклад позволили пересмотреть отношение к сохранению самобытности Перми - сегодняшняя дискуссия в «АиФ-Прикамье».

Помнить о репутации, она - всё!

Владимир Гладышев, председатель общества «Пермский краевед», член Союза писателей России:


- Кто владеет прошлым, тот владеет будущим. Эту мудрость, проверенную веками, у нас в Перми вспоминают, к сожалению, нечасто. А если бы нынешние «отцы города» и «хозяева жизни» руководствовались этим нравственным императивом, то… Тогда бы не сносили  в губернской столице историческую застройку, не исчезали бы у нас ценные средовые объекты, не успевшие стать памятниками, то есть объектами культурного наследия, охраняемыми государством (дом  купца Тонченко на углу Куйбышева - Большевистской, дом купца Шадрина на углу Попова - Большевистской, а совсем недавно -  особняк Бушуевых на Советской, 30 б…). Ведь всё познаётся в сравнении.

Вместо этих старинных каменных зданий в Перми строят, как правило,  «стекляшки», фактически - времянки, причём выигрывают современные нувориши от силы два-три этажа. Они не думают о своей репутации, вот что очевидно. Пермские предприниматели прошлого - Любимовы, Мешков, Грибушины, Каменские - строили для себя дома, исповедуя законы пользы и красоты, строили на века, руководствовались железным законом «честь превыше прибыли»!

И ещё сравните наше положение с ситуацией в западноевропейских городах: там старина в почёте. Если торговцу подфартит и он получит в своё распоряжение старинный дом, он этот фактор использует  «на всю катушку», гордится этим и всячески подчёркивает, а его прибыль неизмеримо больше, чем у владельца магазина, расположенного  в современной постройке.

К сожалению, в Перми мы ещё не доросли до европейского образа жизни и мыслей, хоть и «Пермь больше, чем Париж». Мы теряем не только здания  типичной средовой архитектуры.  В нашем городе искажаются даже объекты культурного наследия, стоящие на учёте!

Посмотрите, во что превратили бывшую фабрику-кухню на ул. Уральской, позже - ресторан «Горный хрусталь»: был прекрасным памятник архитектуры в стиле конструктивизма 1930-х годов, а результате грубой, невежественной реконструкции здание потеряло свои обтекаемые формы.  То есть утратило  первозданный облик. Глядишь, если дело пойдёт такими темпами, Пермь может лишиться статуса исторического поселения.

Вдохните жизнь в старый дом

Константин ТОЛКАЧЕВ, профессиональный философ, преподаватель: 


- Старые здания являются сами по себе артефактами. Это архитектура. И поэтому принадлежат нашему культурному наследию независимо от формального статуса. Вторжение капитала в исторический центр города сопровождается разрушением зданий-памятников и культурного ландшафта в целом.

Но неправильно и оставить мёртвыми объектами в городском ландшафте старые здания. Нужно сделать памятники живыми культурными центрами. Примеры: неоднозначный арт-сквот «Европейские акценты», общественные культурные инициативы «Абсолютно бесплатная ярмарка» и «Фестиваль свободного программного обеспечения».

Разумно создание городского культурного фонда - группы зданий и помещений - исторических памятников и просто старых зданий для предоставления площадок под  мероприятия различным культурным общественным инициативам, в том числе на условиях реконструкции своими силами.

Бойтесь бредовых идей

 Олег ГУЩИН, управляющий отделением  агентства недвижимости  г. Перми:

- Вопрос об исторической ценности зданий сам по себе неоднозначен. Если для американцев и пятьдесят лет - уже история, то нам с нашей древней историей то, что было полвека назад, ещё не кажется значительным и достойным сохранения. И спор об этом сегодня ни к чему не приведёт. С точки зрения архитектуры здания на том же Комсомольском проспекте - далеко не шедевры. Но никаких экономических условий для того, чтобы сносить их, сегодня нет. Жильё на Компросе, безусловно, не самое плохое, его можно считать достаточно престижным. Конечно, есть там отдельные «хрущёвки», которые к комфортному жилью никак не отнесёшь, но даже их сносить сегодня, когда мы имеем деревянные ветхие дома, в том числе и поблизости от Комсомольского проспекта, было бы неправильно, и подобную идею я даже назвал бы бредовой.

Мы - робинзоны на островках своего прошлого…

Михаил ФУТЛИК, архитектор:

- На мой взгляд, в настоящее время исторический архитектурный облик Перми утерян безвозвратно. Лишь кое-где сохранились небольшие островки старых зданий той или иной степени ценности. От прежнего облика Перми сохранился его особый рельеф, трассировка улиц в исторической части и отдельные прекрасные здания. Разумеется, всё это следует тщательно сохранить для потомков. Хотя тот же Компрос, несомненно, нуждается в реконструкции, чтобы приобрести статус настоящей «визитной карточки» Перми.

И всё же я не считаю, что процесс уничтожения исторических зданий неизбежен. Всё зависит от профессионализма и мастерства проектировщиков и органов охраны памятников. А также от искреннего желания властных структур сделать свой город красивым, современным и удобным для проживания. Вот только, к сожалению, такие совпадения случаются очень редко, и примеры можно привести в основном лишь из зарубежного опыта. У нас же власть, проектировщики и органы охраны памятников часто идут на поводу у застройщиков, удовлетворяя их интересы. Хаотическое выделение участков для застройки также не приносит пользы городу. Решения по проектированию и застройке важных в градостроительном значении участков, как правило, происходят кулуарно, без участия архитекторов.

Позволят ли мастер-план и генплан изменить эту ситуацию в корне? По моему мнению,  они дадут лишь общее направление сохранения исторического облика города. Ведь в каждом конкретном случае решения будут приниматься по обстоятельствам, приведённым выше.

«Не навреди!», прописанное в клятве Гиппократа, должно стать и  правилом работы каждого зодчего.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах