В Пермском театре оперы и балета состоялась вторая балетная премьера сезона. «Орфей» Игоря Стравинского, знаковый балет XX века, впервые за последние годы вернулся на российскую сцену.
История великого певца Орфея, спустившегося в подземный мир, чтобы вернуть свою возлюбленную Эвридику, представлена в Перми в трактовке главного дирижёра театра Владимира Ткаченко и руководителя балетной труппы Алексея Мирошниченко. При этом Мирошниченко уже по традиции автор не только хореографии, но и нового либретто.
Накануне премьеры ведущая балерина Пермской оперы Полина Ланцева (Булдакова) рассказала «АиФ-Прикамье», что было для неё самым сложным в работе над «Орфеем», с кем из балетных героинь она может сравнить Эвридику и появления каких ещё спектаклей очень ждёт на пермской сцене.
Закодированная тема
Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: С премьерой, Полина! Вы не раз говорили, что абсолютно не волнуетесь перед выходом на сцену, что для вас это радость и азарт. Сейчас те же чувства?
Полина Ланцева: Волнение было во время подготовки спектакля. Но больше за партнёров, которые рядом: как они, как у них получится? А на сцену я по-прежнему выхожу с радостным настроем.
– Миф о певце Орфее известен каждому. В чём лично для вас заключается закодированная в нём главная тема?
– Алексей Григорьевич говорил нам, что для него это история о воспевании любви и искусства. Для меня же – скорее, о том, что жизнь идёт. И что бы ты ни делал, она всё равно будет идти своим чередом. Ничего нельзя повернуть вспять. Эвридика умерла. И как ни пытался Орфей её вернуть, у него это не получилось. Даже если бы он не обернулся на выходе из царства Аида, произошло бы, вероятно, что-то ещё. У Эвридики не было шанса вновь оказаться с любимым. Не получается поперёк.
– Что в работе над «Орфеем» стало для вас самым сложным, а что – самым интересным?
– Сложно было возвращаться к музыке Стравинского. Надо постоянно держать в уме счёт, чтобы не запутаться там в акцентах: 8-8-6-8-8-7-4 и т. д. Поэтому поначалу мы всё время считали. И вслух, и про себя. Потом, недели через две (репетиции начались сразу после новогодних «Щелкунчиков»), когда уже услышали акценты, некоторые моменты перестали просчитывать.
А интересное? Орфея в моём составе танцует Генрих Райник. После «Арабеска-2022», где он стал лауреатом, Генрих начал активно работать над собой. И мне очень интересно и радостно наблюдать за тем, как он подтянулся в технике, как растёт в актёрском плане.

– О, в вас уже проснулся педагог-репетитор!
– Нет-нет, хочу танцевать ещё долго. Но, по-моему, Наталье Анатольевне (Наталья Моисеева – заслуженная артистка России, репетитор по балету. – Ред.), когда мы встретились с ней, было примерно столько же, сколько сейчас мне. И я тоже понемногу начинаю работать с детьми. Мне это нравится. К тому же польза тут взаимная: не только ты помогаешь детям, но и они тебе. Исправляя ошибки у них, ловишь себя на мысли: а как я сама это делаю? То есть мозг поворачивается, и на свою работу благодаря таким занятиям смотришь по-другому.
Отпечаток античности
– В конце 70-х Николай Боярчиков поставил в Перми «Орфея и Эвридику» на музыку рок-оперы Александра Журбина. Легендарный спектакль, потрясший весь балетный мир. Понятно, что видеть его на сцене вы не могли. Но, может быть, в записи?
– К сожалению, нет. Но очень хочу, так как много слышала про этот балет. Думаю, он есть у кого-нибудь в домашних архивах. Возможно, даже у Дубровиных (Виталий Дубровин – первый исполнитель Орфея в той постановке; в 1991-2021 гг. заведующий балетной труппой театра. – Ред.). В прошлом году они приезжали в Пермь, были здесь довольно долго. И в интернете мы иногда переписываемся с ним, если совпадаем по времени. Надо попробовать узнать у него насчёт видео.
– А с кем из своих балетных героинь вы могли бы сравнить Эвридику?
– Наверное, с Жизелью во втором акте. Альберт приходит на могилу Жизели, они вместе танцуют, они совсем близко, но потом всё равно расстаются. Тоже мир мёртвых и мир живых.

– «Орфей» Алексея Мирошниченко, как и его предыдущий балет, «Сильвия», связан с античной темой. Это накладывает отпечаток на исполнителей?
– В «Сильвии» я пока не танцую. Участвовала практически на всех этапах подготовки, но незадолго до премьеры выбыла на месяц из-за болезни. Так что выйду в этой роли уже в следующем сезоне. А в Эвридике отпечаток античности для меня – это прежде всего какие-то «те» движения, позировка рук. На репетициях, кстати, у нас всегда есть возможность предлагать Алексею Григорьевичу своё видение по движениям (например, рука в прыжке должна быть в третьей позиции или во второй) – компромисс находим.
– Помимо «Орфея» Стравинского, центрального события вечера одноактных балетов, в программу 5 и 6 апреля также вошли «Вариации на тему рококо» Чайковского и Ultima Thule Владимира Раннева в хореографии Славы Самодурова.
– Эти три балета как отражение трёх столетий российской музыкальной сцены – XIX век, XX и XXI. Очень люблю «Вариации». Мирошниченко поставил их в 2011 г. Я как раз тогда завершала учёбу в училище, и он ставил их к нашему выпускному. Непосредственно на нас, молодых и совсем зелёных.
Вернутся ли «Ромео и Джульетта»?
– За прошедшие годы вы перетанцевали практически весь репертуар. Какой спектакль для вас самый трудный?
– «Лебединое озеро». Он трудный технически. В отличие от остальных балетов тут другая пластика спины, плеч, рук, другая работа мышц – всё идёт от лопаток. Поэтому на следующий день всё болит. Ну и в эмоциональном плане трудно переключаться: сначала ты нежный, утончённый лебедь, а потом властная женщина, которая пришла на бал повелевать.
– А есть среди ваших ролей любимая?
– Сложно назвать одну. Но если из тех, что вот прям в моей душе, то Вера Надеждина в «Золушке». Мне кажется, этот спектакль любит вся наша труппа. Это же балет про балет. Ещё мечтаю о возвращении «Ромео и Джульетты» в той или иной постановке. Макмиллана все мы, конечно, любим. В постановке Боярчикова я не участвовала, но видела её. Очень красиво! Хотя в «Ромео» мне в первую очередь нравится сама музыка Прокофьева. А уж хореографию мы в любом случае постараемся станцевать.
– Может быть, Мирошниченко создаст собственную версию «самой печальной повести на свете»?
– Почему бы нет?! Думаю, будет интересно. Надо срочно послать это желание куда-нибудь в космос. (Смеётся.)
– Туда же стоит отправить, пожалуй, и мечту многих балетоманов о возвращении спектаклей, у которых истёк срок лицензии. А продление её в нынешней ситуации невозможно.
– Да, «Зимние грёзы» с чеховскими «Тремя сёстрами» и милыми «Конькобежцами», «Свадебка» – волшебное соединение музыки, хора и танца, The Second Detail, балеты Баланчина… Очень хотелось бы, чтобы все неприятности в мире скорее закончились. Но если мы не можем на это повлиять, то хотя бы запустим свои желания во Вселенную.

Без греха! Священник Валентин Волков объяснил, как правильно отмечать Пасху
Воспитание любовью. Создатели фильма «Батя 2. Дед» рассказали о его смыслах
В середине мая в Перми откроется выставка трофейной техники стран НАТО
Не потерять. Эксперт Федосеева рассказала о сохранении коми-пермяцкого языка
В Сети вышел сериал о приключениях обездвиженного юноши из Перми