Пермский театр оперы и балета готовит премьеру детского спектакля «Терем-теремок».
Премьера оперы по мотивам сказки, известной всем с детства, состоится 1 и 2 ноября. А перед этим в течение месяца в театре ежедневно идёт по три репетиции. Ведь в спектакле заняты четыре состава солистов, и с каждым составом нужно всё разобрать, прогнать, повторить. Зато действо в итоге ожидается яркое, очень музыкальное. Настоящий спектакль для семейного просмотра.
Лиса с хвостом, и все вместе
«Наша опера не для самых маленьких, а для детей постарше. Ориентировочно 6 +, - рассказывает режиссёр спектакля Мария Рубина. - Мы используем здесь язык взрослого оперного театра, взаимоотношения между героями строим как отношения между людьми. Поэтому детям-школьникам это должно быть интересно. Как, надеюсь, и их родителям».
Пермская постановка не отходит от либретто, созданного поэтом и драматургом Самуилом Маршаком и композитором Ильёй Польским на основе русской народной сказки «Теремок». Правда, развязка истории о борьбе за общий дом, где с одной стороны - Мышка, Лягушка, Петух и Ёжик, а с другой – Волк, Лиса и Медведь, в пермской версии изменена.
«У композитора музыкальный финал такой, что добрые герои прогоняют злых, а мы решили в финале всех их объединить, устроить примирение, - поясняет режиссёр. – Положительные персонажи, помогая друг другу, становятся сильнее – вдвое, втрое, вчетверо. А отрицательные, каждый из которых сам по себе, проигрывают им. Но в конце концов и они понимают: путь, выбранный ими, неверен. Нужно всё делать сообща и жить дружно».
В результате вместо фразы «Без хвоста убежала Лиса – вот такие у нас чудеса» ансамбль из семи сказочных зверушек поёт в финале: «С нами Волк, и Медведь, и Лиса – вот такие у нас чудеса!» И эти чудеса, когда дружба и добро побеждают силу и коварство, намного чудеснее.
Ну а в музыке (музыкальный руководитель постановки и дирижёр – Пётр Белякин) ничего переписывать и дописывать даже не пришлось. Поскольку голоса повторяются (Ёжик и Волк оба баритоны, а Лиса и Мышка - сопрано), то в музыкальной ткани они просто удваиваются. Благодаря чему финальный ансамбль звучит более мощно и торжественно.
Декорации в двух вариантах
Сценография «Терема-теремка» рождает немало ассоциаций с детскими рисунками. Это неслучайно. Художник-постановщик Дарья Саморокова признаётся, что на эту работу её вдохновили рисунки маленького сына одной из подруг. Особенно те, что делал он в возрасте двух-трёх лет, когда дети ещё не знают никаких правил, когда выражают только себя. Так появились в спектакле и лес из цветных карандашей, и причудливые облака, и суперзанавес.
Дарья – выпускница Школы-студии МХАТ, работает в Екатеринбургском театре оперы и балета. Там же после окончания Санкт-Петербургской консерватории работает и Мария Рубина. У неё уже есть опыт сотрудничества с нашим театром: в 2013-ом ставила оперу «Женские хитрости» Чимарозы на Дягилевском фестивале. Но там было полуконцертное исполнение, разовая акция, а сейчас – масштабный репертуарный спектакль, с костюмами и декорациями.
Кстати, одна из задач постановочной команды - создание спектакля, который можно показывать не только на сцене Пермской оперы, но и на других площадках. Поэтому придуманы два варианта сценографии: полновесный, детальный — для сцены театра, и мобильный - чтобы этот спектакль показывать в других городах Пермского края и за его пределами. При этом атмосфера постановки даже при меньшем объёме декораций не утратится.
«В детстве я любила страшные, жутковатые сказки. Больше всего нравилось «Холодное сердце» Гауфа, - улыбается Мария. – А в нашем «Теремке» мой любимый герой – Волк. По характеру он отчаянный авантюрист, бесконечный источник новых идей».
Впрочем, отличительные черты, не всегда совпадающие с чертами этих зверей в жизни, есть у всех героев спектакля. Мышка – элегантная и мечтательная, Лягушка – хозяйственная, Лиса – обаятельная и очень стильная, Медведь – простой мужик, не понимающий намёков, а Петух – ещё тот экстраверт и модник. Но самый любопытный персонаж – Ёжик. Поначалу это скромняга из скромняг, однако ситуация складывается так, что именно он прогоняет Лису и спасает Петуха, проявляя свой настоящий характер.
Пора увидеть эту чудесную игру и насладиться прекрасным вокалом и звучанием оркестра в Пермской опере.
Кстати
Пермский театр оперы и балета организует тифлокомментирование новой оперы «Терем-теремок». Слабовидящие и незрячие дети побывают на премьерных показах спектакля в ноябре.
Тифлооборудование, которым располагает Пермская опера, позволяет адаптировать театральные постановки для людей, имеющих проблемы со зрением. Специалист заранее готовит текст, который будет читать во время спектакля. В своем рассказе комментатор описывает то, что происходит на сцене. Зрители слышат его голос в наушниках. При этом реплики рассказчика не пересекаются с репликами актёров или пением солистов.
Созданием описания к премьере «Терем-теремок», которая сейчас готовится в театре, занимается единственный в Перми профессиональный тифлокомментатор Наиля Ибрагимова. В «Театре-Театре» она адаптировала для особого зрителя спектакль «Анна Каренина» и мюзикл «Бременские музыканты».