Плёночные кассеты в ряд, потёртый старенький кнопочный магнитофон, тетрадки связкой (они же — полевые дневники) — это о некоторых экспонатах работающей в историческом парке «Россия — моя история» выставки. На первый взгляд они совсем не вяжутся с остальными артефактами: яркими нарядами, кушаками и фотографиями коми-пермяков… Почему же они оказались бок о бок? Об этом — в материале сайта perm.aif.ru.
Хранители традиций
Даже если ты пришёл на выставку «Экспедиция продолжается. От полевых записей — к научным изданиям» (6+) без компании, одиноко ты себя чувствовать не будешь: с фотографий, размещённых повсюду, на посетителей смотрят десятки улыбающихся лиц коми-пермяков. Тут же в кадре учёные, которые посещали округ, чтобы найти и сохранить ценнейший материал — фольклор.
«Поводом для создания выставки послужила важная юбилейная дата — 100 лет с момента образования Коми-Пермяцкого национального округа, — рассказала perm.aif.ru заместитель директора Исторического парка «Россия — Моя история» Вероника Козлова. — Важно отметить, что это был первый национальный округ, созданный в Советском Союзе. В честь юбилея в Перми в этом году прошло крупное научное мероприятие — XVI Конгресс антропологов и этнологов России. Это второе событие, которому посвящена выставка. С одной стороны, она рассказывает о самобытности коми-пермяков, а с другой — о труде учёных, благодаря которым сохраняются традиции.
С девяностых годов XX столетия изучение жителей старинной Пармы обрело постоянный и систематический характер. В авангарде встал Институт гуманитарных исследований Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН. В 1999 г. начались регулярные экспедиции. Вместе с этнографами работали фольклористы, лингвисты, музыковеды. Результат — внушительный массив данных. Это записи фольклорных произведений, традиционных праздников и обрядов на коми-пермяцком и русском языках, интервью, тысячи фотографий».

Много лет назад, когда не было не только смартфонов, но и даже более-менее компактных диктофонов, исследователи колесили по деревням и сёлам, вооружившись плёночными магнитофонами. Как раз такой есть на экспозиции. И название соответствующее — «Легенда — 404». А рядом — внезапно — сумка от противогаза. Как она оказалась под стеклом?
«Очень интересный факт, о котором рассказал руководитель и вдохновитель исследовательской работы Александр Черных: эта сумка как нельзя лучше подходила по размеру под магнитофон “Легенда”. Мы понимаем, что путь исследователей до той или иной деревни не обязательно был комфортным. Иногда приходилось идти пешком. Сумка помогала сохранить магнитофон в целости и была удобна», — отмечает Вероника Козлова.

С годами арсенал учёных пополнялся новым и более современным оборудованием — этот процесс можно проследить по фото, которые сняли во время экспедиций в разные годы. При этом, говорит эксперт, те записи, которые сделали на кассеты, часто в разы ценнее более новых, поскольку относятся к тому времени, когда было больше носителей традиций коми-пермяков. Современное поколение часто не знает национального языка или обычаев предков. Некоторые жители лишь немного слышали о традициях от родителей. Без кропотливой работы учёных эта самобытная культура может исчезнуть.
Из поколения в поколение
Каких только сокровищ не привозили из округа учёные Института гуманитарных исследований УрО РАН за 25 лет изучения культуры коми-пермяков. Помимо снимков и аудиозаписей, которые имеют огромную ценность, в числе артефактов — предметы одежды, быта.
«Для хранения жидкостей коми-пермяки использовали туеса из бересты, которая очень хорошо сохраняла температуру и имела бактерицидные свойства. Можно было наполнить их, например, квасом, взять с собой в поле и во время работы использовать, — рассказывает Вероника Козлова. — Из бересты также плели ножны для ножей, сумки, лапти. В качестве инструмента применяли кочедык».

Такого рода предметы использовались и в XVII, и в XVIII веках, говорят в историческом парке. Их передавали из поколения в поколение, внося иногда конструктивные изменения.
Узор для оберега
Один из самых ярких элементов традиционной коми-пермяцкой одежды – тканый пояс. У мужчин были широкие — кушаки, у женщин более узкие — покромки. На каждом — орнамент.
«Считалось, что он выполняет обережную функцию, — рассказывает Вероника Козлова. — У коми-пермяков, так же, как и у русских, костюм не носили без пояса. Это был обязательный элемент. Пояс одновременно делал костюм нарядным и оберегал хозяина от нечистой силы, бед или недугов. В орнаменте встречаются разные комбинации геометрических фигур, у каждой был свой смысл. Он присутствовал и на одежде, защищая шею, грудь, руки».
Традиционный коми-пермяцкий костюм напоминает русский. У женщин это рубаха, сарафан, передник, пояс. В мужском костюме основными элементами были рубаха и штаны. На экспозиции можно увидеть одежду, принадлежавшую реальным людям – жителям округа. Такие костюмы носили примерно в начале XX в.

«Мы видим, что и мужские, и женские костюмы шились в основном из покупной однотонной ткани или пестряди», — рассказывает эксперт.
Как и русские женщины, коми-пермячки носили кокошники, только делали это по-своему. Его украшенная часть — гребень — надвигалась на лоб, отчего была похожа на козырёк фуражки. На выставке — два кокошника. Они красного цвета с орнаментом из белых бусин.
«Ещё один характерный головной убор коми-пермяков — шамшура. Их сохранилось не так много. Но у нас есть фотографии, на которых представлена именно шамшура», — рассказывает Вероника Козлова.
Среди «добытых» учёными во время экспедиций предметов быта также есть вещи, назначение которых незнающий человек вряд ли определит по внешнему виду. Ну, к примеру, щети. С виду они похожи на помазки, которые используют во время бритья мужчины. На этом общие черты, наверное, и заканчиваются. Щети использовали для чесания льна. Изготавливали их из свиной щетины. Её завязывали пучком, а затем с одной стороны обшивали куском ткани и заливали варом, а с другой – ровно обстригали.

Ещё одна невидаль для многих современных людей — векошки, — это детали ткацкого станка. Вместе с ними внимания посетителей ждёт вполне узнаваемый коровий рог. Зато функцию он выполнял неожиданную, посчитают многие. С его помощью кормили маленьких детей.
Каким был итог экспедиций и изучения собранного материала? Всё это отражено на страницах множества книг. Они издаются и сегодня.
Выставка будет работать до 10 сентября.
Бок о бок с суседкой и лесным. О чём рассказывают коми-пермяцкие легенды
Борщ с крупой и парёнки. Готовим коми-пермяцкие блюда
У лесного была родня? Открытия новой экспедиции на север Пермского края
Солим, варим, запекаем. Как готовили рыбу коми-пермяки
Сезон тихой охоты. Повар поделился коми-пермяцкими рецептами грибных блюд