Один из таких прорывов на предприятии «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» совершили в сентябре 2004 г., когда был пущен в эксплуатацию уникальный для России комплекс глубокой переработки нефти. Благодаря этому завод, по сути, опередил время и конкурентов на много лет.
Первопроходцы
О строительстве комплекса глубокой переработки нефти на заводе впервые заговорили еще в перестроечные времена. Но распад СССР тогда не позволил приступить к воплощению замысла. К этой идее вернулись уже в 90-е, вскоре после того как нефтеперерабатывающий завод первым в нашем крае вошел под крыло «ЛУКОЙЛа». В мастер-плане развития предприятия, который подготовили в середине 90-х, комплексу глубокой переработки нефти отводили ведущую роль.
От плана к делу перешли скоро – в 1997 г. Сегодня в музее предприятия хранится альбом, где по фотографиям можно отследить основные вехи возведения уникального для России комплекса: от первого оборудования, завезенного на площадку, до парада запуска ключевых объектов, который начался в 2002 г. и продолжался вплоть до 14 сентября 2004 г. О масштабах стройки наглядно говорит такой факт: временами на площадке одновременно находились почти 2,5 тысячи строителей и монтажников.
– Хорошо помню поле с перелесками на этом месте. А уже в июле 1997 г. здесь смонтировали первый аппарат – реактор гидрокрекинга. На тот момент в России таких комплексов не было, да и в мире подобных установок гидрокрекинга было всего шесть. Это создавало свои трудности: все было новым и для проектировщиков, и для строителей. Нам повезло, что попались грамотные проектировщики – специалисты московского института «ВНИПИНефть», – вспоминает Владимир ПОПКОВ, сегодня ведущий инженер-механик производства глубокой переработки нефти (ПГПН) «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтеза», а тогда механик цеха гидрокрекинга. – В мои задачи входила ревизия проектов – работал с проектировщиками, строителями и монтажниками на всех стадиях возведения комплекса. Многие вопросы и трудности решали на ходу – в дискуссиях, обсуждениях. Поверьте, скучать не приходилось.
– Наоборот, домой нередко уходили поздно, порой работали в выходные, – вторит коллеге Евгений КАРНАУХОВ, сегодня тоже ведущий инженер-механик ПГПН. А тогда, в годы большой стройки, он участвовал в строительстве другого важного объекта нового комплекса – установки производства элементарной серы. – У нас пуск объектов тоже шел в несколько этапов. Трудностей немало было. Непросто далось строительство системы транспортировки гранулированной серы. Но мы победили и запустили! Самое главное – технологии, которые внедрили десять лет назад, позволили нашему предприятию создать большой задел. Они и сегодня актуальны.
Действительно, пермские нефтепереработчики тогда опередили время. Новый комплекс (его главные объекты – установки гидрокрекинга, производства водорода и производства элементарной серы) помог без увеличения объемов переработки дополнительно выпускать в год более 1,2 миллионов тонн топлив европейского качества. Как подсчитали экологи, уже тогда это уменьшило автотранспортные выбросы диоксида серы в среднем на 600 т в год. Благодаря использованию моторных топлив с пониженным содержанием бензола заметно сократились и выбросы в атмосферу ароматических соединений.
Комплекс глубокой переработки нефти наряду с другими объектами, введенными в строй в 2000-е гг., позволил пермскому заводу перейти к выпуску дизельных топлив и бензинов, которые соответствуют экологическим нормам Евро-4 и Евро-5.
За качество отвечают
– Приготовление современного топлива – многокомпонентного продукта – сходно с настоящим искусством. Так, помимо дизельной фракции, которая проходит несколько стадий очистки, к нему добавляют современные присадки. Например, в дизельном топливе «Экто» это моющие и смазывающие присадки, которые снижают трение двигателя, уменьшают выхлопы вредных веществ. Один из гарантов качества продукции «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтеза» – оснащенная по последнему слову технологии испытательная лаборатория, где проводят тщательную проверку и анализ топлив, бензинов и моторных масел на всех стадиях производства, – говорит Андрей НЕЧАЕВ, начальник технологического отдела предприятия.
Так совпало, что ровно десять лет назад в испытательную лабораторию пришел работать Алексей ШВЕЦОВ. Предыдущий опыт механика-ремонтника автотранспорта как нельзя кстати пригодился на новом месте: в его задачи входит точное определение цетанового числа выпускаемого на заводе топлива. Кажется, разбуди его ночью – с закрытыми глазами запустит и проведет все необходимые работы на установке CFR-F5 с четырехтактным двигателем по определению цетанового числа. Настолько отработаны его действия: никакой суеты, все отточено до мелочей.
– Цетановое число – главный показатель воспламеняемости дизельного топлива. Чем оно выше, тем ниже скорость нарастания давления и тем эффективнее и менее жестко работает двигатель. Наш завод сегодня выпускает топлива класса Евро-5, цетановое число для которых равняется 51. Моя задача – высчитать его для выпускаемой партии, проверить, соответствует оно ГОСТам или нет, – поясняет Алексей Швецов, машинист 6-го разряда.
Такому же скрупулезному анализу в лаборатории на современном оборудовании подвергаются все ключевые параметры выпускаемых бензинов и дизельных топлив – от фракционного состава до содержания серы.
Сердца четырех
На заводе тем временем готовятся к очередному технологическому рывку – пуску комплекса переработки нефтяных остатков. Еще не прошло и двух лет с той поры, как Вагит Алекперов, президент «ЛУКОЙЛа», и Виктор Басаргин, губернатор края, приняли участие в церемонии, посвященной началу строительства. А сегодня площадку и не узнать: здесь возвышаются четыре коксовые камеры, или, как их называют сами нефтепереработчики, «четыре сердца» нового комплекса. Именно в них будет проходить процесс коксования тяжелых нефтяных остатков. Чуть поодаль уже стоят новенькие силосные башни – емкости для хранения кокса.
Строительство комплекса по переработке нефтяных остатков планируют завершить уже в следующем году. Это увеличит глубину переработки нефти до 98%. Такой глубиной переработки сегодня в России никто не может похвастаться. При этом пермский завод полностью прекратит производство топочного мазута.
– Заметно вырастет выпуск дизельных топлив Евро-5, а также востребованных на рынке сортов кокса для черной и цветной металлургии. По значимости для нашего предприятия строительство этого объекта можно сопоставить с комплексом глубокой переработки нефти, которому в этом году исполнилось уже десять лет. Приятно осознавать, что мы работаем на одном из лучших в своей отрасли заводов в Европе, – говорит Андрей Нечаев.
На правах рекламы