Гололёд и снежный накат – одни из главных сложностей, с которыми водители грузовых автомобилей сталкиваются в зимнее время. Нередко эти неблагоприятные условия приводят к авариям и серьёзным заторам на дорогах.
Решением этой проблемы сейчас занимаются молодые учёные из пермского политеха с кафедры «Автомобили и технологические машины». Аспирант Владислав Чудинов с магистром Артёмом Харитоновым на основе пескоструйного аппарата разрабатывают устройство, которое будет разбрасывать под колёса грузового автомобиля абразивный материал – мраморную крошку. Противобуксовочная установка призвана улучшить сцепление колёс со скользкой дорогой.
Универсальная разработка
По словам автора проекта Владислава Чудинова, «пескоструй» давно и хорошо известен, его успешно применяют в разных сферах – от уничтожения ржавчины до художественной обработки поверхности.
«Пескоструйный аппарат также используют на железнодорожном транспорте: песок высыпают непосредственно под колёса локомотива, чтобы он лучше трогался и тормозил. Так что механизм подачи абразивного материала хорошо отработан, прописана вся физика и математика этого процесса. Поэтому «изобретать велосипед» нам не пришлось. Взяли готовую идею и решили усовершенствовать её для улучшения сцепления колёс грузовых автомобилей со скользким дорожным покрытием. До нас на грузовом автотранспорте «пескоструй» для этих целей не использовали. На его основе мы предлагаем сделать систему, которая получает информацию о состоянии дороги со встроенных датчиков автомобиля и отправляет сигналы на подачу мраморной крошки», – рассказывает аспирант кафедры «Автомобили и технологические машины» ПНИПУ Владислав Чудинов.
Противобуксовочное устройство крепится на раму грузового автомобиля перед ведущими колёсами. Абразивный материал подаётся в распределитель с помощью вращения вала с электроприводом. Оттуда он благодаря мощному электрическому компрессору направляется воздухом под колёса автомобиля. Разработка универсальна: подходит для любых отечественных и зарубежных грузовиков, нетребующая изменения конструкции автомобиля.
Авторы разработки предлагают делать установку из специальных лекгосплавных материалов. Молодые учёные рассчитали оптимальные габариты бункера, рассчитанного на 40 кг мраморной крошки. По их задумке, с установкой противобуксовочного устройства по силам справиться одному человеку. И займёт она около 20 минут. Это позволит сделать технологию массовой.
Сегодня подобные установки выпускает финская фирма Alucar.
«У них немного другая конструкция: песок высыпается под собственным весом с помощью вала с лопастями. Преимущество их установки - мощный компрессор с форсункой, которые создают направленный поток материала под колёса, что обеспечивает подсыпку материала при любых условиях движения автомобиля. А мы поставили компрессор и форсунки, которые распыляют смесь. В этом плюс нашей установки - всегда направленный поток материала прямо под колёса. Независимо от того, поднимается машина в гору или спускается с неё», - объясняет Владислав Чудинов.
В двух режимах
Противобуксовочное устройство может работать в двух режимах.
«Его сможет включить сам водитель, когда увидит необходимость в этом. Например, он знает, что впереди его ждёт крутой подъём в гололедицу. И водитель заблаговременно, просто нажав кнопку, сможет запустить подачу абразивного материала, чтобы спокойно и без проблем подняться в гору. Есть автоматический режим работы установки. Как только автомобиль начнёт буксовать, подаётся сигнал в блок управления автомобиля и система срабатывает: устройство включается», - поясняет Владислав Чудинов.
В качестве абразивного материала разработчики предлагают использовать мраморную крошку– экологичный материал, который соответствует европейским нормативам, не содержит химически агрессивных компонентов и не слёживается.
В поисках инвестора
Авторы разработки проводят как математическое моделирование, так и натурные эксперименты. Опыты показали хорошую эффективность технологии: коэффициент сцепления колеса с дорогой увеличился на 30%. Молодые учёные из Перми находятся в постоянном поиске: корректируют, дорабатывают и усовершенствуют своё устройство.
Сейчас Владислав и Артём готовят документы для патентования, а также ищут инвестора, чтобы создать прототип устройства и испытать его на грузовом автомобиле. А в перспективе – наладить массовое производство.
По их подсчётам, ориентировочная себестоимость устройства – около 150 тысяч рублей.
«Мы понимаем, что такая цена может отпугнуть потребителей. Поэтому и хотим сделать прототип, чтобы установить на конкретный автомобиль и поэксплуатировать. И найти возможности для снижения себестоимости. Потому что «теоретически» уменьшать стоимость неправильно: это может обернуться серьёзными недостатками. Допустим, можно заменить алюминий, из которого мы предлагаем делать установку, на более дешёвое железо. Это сразу же снизит себестоимость устройства на 40 тысяч рублей. Но это может негативно сказаться на долговечности и работе установки», - говорит Владислав Чудинов.
Молодые учёные рассчитывают, что их разработка вызовет интерес у предпринимателей в области коммерческих перевозок в России и за рубежом. Тем более что в Европе сегодня есть спрос на такие установки. По сравнению с аналогами, например, противобуксовочными цепями или подсыпным бункером, разрабатываемое пермяками устройство обладает большей эффективностью, оперативностью и надёжностью.