В своё время, хотите - верьте, хотите - нет, знаменитый писатель Мамин-Сибиряк сравнивал Мотовилиху… с комнатным растением: «Если есть вовремя поливка (заказы военного министерства) - всё вокруг зеленеет и цветёт, а забудут (заказать) - так и засыхает всё до следующей поливки!»
Да, не самым лёгким и плавным оказался переход от завода медеплавильного, когда истощились запасы руды, к заводу пушечному. Но мало-помалу освоили мотовихинцы новое дело, без их орудий русской армии уже не обойтись. …Пришла пора переходить на поточное производство восьми- и девятидюймового калибра. Махины! На заводах Круппа, в Германии отковывали болванки с помощью гигантских молотов.
А били они только силой веса своей бабы.
И вот строитель и первый управляющий пушечного завода Николай Васильевич Воронцов решил соорудить чудо-молот, в котором использовалась бы ещё и сила пара. Долгими были расчёты, нашлись и скептики. Шутка ли, сила удара чуть ли не в 10 тысяч пудов, можно ковать болванки весом в четыре тысячи пудов!
Но трудностей оказалось хоть отбавляй! Пришлось «докапываться» через наносной песок до твёрдого грунта и там закладывать фундамент. В глубокой яме пришлось сооружать гигантский деревянный короб, водонепроницаемый. В этом же «футляре» отливать основание гигантской
чудо-машины - иначе как его потом доставишь да спустишь под землю?
А ворочать основание возможно с помощью мощных лебёдок, которые ещё и установить надо! Но верными оказались расчёты, поработали на славу и землекопы, и мастеровые, и инженеры.
Ранней весной 1875-го на Мотовилихинский завод съезжались гости. Посмотреть на царь-молот прибыли специалисты из США, Бельгии, Франции, Германии. Металлурги, знатоки оборонного производства, ну и разведчики. Самого понятия «промышленный шпионаж» ещё не существовало, но шпионаж-то уже был!
А если речь шла о потенциальном противнике в грядущей войне, то - сами понимаете. В общем, очень любопытно было иностранцам поглядеть, что же у русских получилось. Молот справился с раскалённой болванкой весом в четыре тысячи пудов. Правда, когда заработал механизм, в домах заводского посёлка посыпалась с полок посуда, кое-где в осколки превратились оконные стёкла, на несколько вёрст вокруг было слышно завывание пара.
Но русские умельцы решили «добить» слегка ошалевших зарубежных гостей. Положил мастер на наковальню свои часы, а сверху - кусочки металла, высотой с вершок, это чуть больше четырёх сантиметров. Молот, напомним, в 50 тонн весом, пошёл вниз, а когда снова взмыл вверх - увидели изумлённые гости сплюснутые кусочки металла, лежавшие на тикающих часах.
История не сохранила имени мотовилихинского левши, управлявшего царь-молотом. Жаль… Впрочем, сколько их было, талантливых умельцев, настоящих самородков. Всех не перечислишь… А царь-молот, уменьшенная его копия, установлен на Вышке. Памятник бунтарям и умельцам. Заслужили.