ПОНАЧАЛУ машины больше простаивали, горожан отпугивала цена за проезд. Да и сам факт поездки на автомобиле вроде бы противоречил аскетизму, пропагандировавшемуся в Стране Советов.
Кстати, перед войной персональные машины в Перми были только у секретарей обкома, горкома, начальников областного НКВД и милиции да у директоров двух крупнейших заводов, авиамоторного и мотовилихинского. Руководители и начальники рангом пониже пользовались так называемым разъездным транспортом, одна машина на десяток-другой человек. А в 1941-м автомобили отправили на фронт. Вновь машины с шашечками появились в городе в 1948 году; утверждают, что их было шесть. А спустя десяток лет - в пятьдесят раз больше!
Причина столь быстрого роста автопарка такси - не только рост благосостояния горожан, но и недостаточная «густота» сети маршрутов городского общественного транспорта. За те же десять лет число автобусов на улицах Перми выросло только в шесть раз, а, скажем, первый троллейбус был пущен только в 1960 году.
Чем знамениты были в прошлом пермские таксисты? Прежде всего, увы, частенько отказывались везти клиента на окраины, ведь велик был риск обратно ехать «пустым», без пассажиров. А ещё - продавали по ночам водку тем, кто не успел «набраться», пока работали винные отделы гастрономов. В конце 70-х годов цена заветной бутылки достигла десяти, а потом пятнадцати рублей, в три-четыре раза больше «магазинной». Прибыльный бизнес, что и говорить! Но вот стоимость поездки… Приезжие из столицы, с юга просто дивились, когда наши водители оставались спокойными, получив деньги «по счётчику» или с небольшой надбавкой. Лишнего не просили.
Кстати, на протяжении долгого времени, почти до начала перестройки, при посадке пассажира на счётчике появлялась цифра 20. Копеек, естественно. Каждый километр пути - ещё 15 копеек. Для сравнения: 11 копеек стоило мороженое, 30 копеек - пачка считавшихся «престижными» болгарских сигарет,
2 рубля 20 копеек - килограмм варёной колбасы.
Сегодня эти цены кажутся смешными, но в советские времена… И болгарские сигареты не каждый мог себе позволить, да и на такси многие горожане ездили пару-тройку раз за год, в особых случаях.
Никита ЧЕРНОВ