Селения в долине р. Вашки Удорского р-на всегда считались труднодоступными. Именно поэтому после реформы патриарха Никона в эти места бежали старообрядцы.
С тех пор прошло 350 лет. Прогресс и дорожное сообщение шагнули далеко вперёд. Но добраться туда по-прежнему не так просто.
Удорское село Чупрово, деревни Муфтюга и Коптюга расположены на самом северо-западе района. Всего каких-то 20 км на север - и вот уже граница Архангельской области. Парадоксально, но выехать в соседний регион жителям сельского поселения Чупрово проще, чем попасть в райцентр.
Отрезаны от большой земли
Всему виной дорога Чупрово - Большая Пучкома - Важгорт. Это 50 км грунтовки, которая идёт по лесу, вдоль реки, через болото. Самый проблемный участок - 10 км - пролегает по берегу Вашки. Вот уже на протяжении многих лет берег осыпается. С талыми снегами вода уносит часть дороги в местечке Еöвтывис (в переводе с коми - «дикий остров». - Авт.). В прошлом году дорожники решили избавить селян от многолетней головной боли и перенести проезд на 200 м в сторону от берега.
На болотистом месте сделали трёхъярусный настил. Чтобы его не унесло весной в реку, укрепили тросами. Уже тогда местные старожилы предупреждали рабочих, что ставить мост в этом месте нельзя. Но, ссылаясь на инструкцию и современные технологии, в феврале-марте сотрудники районного дорожного ремонтно-строительного участка (ДРСУ) всё-таки установили настил. 50 м бревенчатой лежнёвки обошлись бюджету в 1 млн руб.
– Проехать по мосту мы смогли только раз - пока лежал снег. Весной талыми водами сюда нанесло столько бурелома, что ни пройти ни проехать, - рассказывает Мимоза КОРОВИНА, глава администрации СП «Чупрово». - Своими силами вырубили кустарник у берега, углубили старую дорогу, но сейчас она снова в аварийном состоянии. Часть её в этом месте уже обвалилась.
А ведь это настоящая дорога жизни для 300 человек: вывезти продукцию местного совхоза на реализацию, добраться до больницы или вызвать скорую, увезти школьников на учёбу в интернат, доставить продукты в магазин - автодорога нужна всегда. Но сейчас, увы, круглогодичного сообщения с большим миром у селян нет.
Работа над ошибками
В ДРСУ признают, что эксплуатировать трёхъярусный бревенчатый настил невозможно.
– В этом месте находится пойма реки, торфяное болото. И поэтому лежневой настил делали зимой, - разъясняет Сергей КОНОВАЛОВ, начальник Удорского ДРСУ ГУП РК «Автодор Коми». - Эту и прошлую весну мост сыграл роль дамбы, и во время половодья весной вода не могла уйти с озера.
Как сообщили в Управлении автомобильных дорог РК, установленный настил - это лишь первая часть проекта. «Зимой 2016-2017 г. установят ещё 70 м временного настила. На это потребуется почти 1,5 млн руб.», - сообщили в ведомстве.
Вот так деньги тонут в болоте. Миллионы! Только у местного населения всё та же головная боль - как добраться до райцентра и дождаться скорую.