Анализ рынка продаж 2023 года показал, что продажи автомобилей премиум класса из недружественных России стран по-прежнему растут. По итогам 10 месяцев 2023 года доля премиум-авто на авторынке составила 3,4%.
Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса в банке «Открытие», входит в группу ВТБ) проанализировали результаты продаж за 10 месяцев 2023 года на рынке новых премиальных и люксовых автомобилей. Несмотря на отсутствие официальных поставок престижных машин из Америки, Европы и Японии, почти половина из них продаются даже лучше, чем в 2022 году. Lexus и Tesla отметились ростом объёмов бизнеса более чем на треть. Автомобиль Bentley покупали чаще в 1,5 раза чаще. Продажи Acura увеличились почти в два, а Lamborghini и Lincoln – более чем в три раза. Из лидеров разве что ВMW, Mercedes-Benz и Audi пока не могут достичь прошлогодних значений. Но и эти «немцы» благодаря параллельному импорту остаются на плаву, их бизнес по-прежнему масштабен. Всего с января по октябрь в России было продано более 28 тысяч новых автомобилей престижных марок. Их доля вновь начала расти – с 2,6% в начале года до 3,1% по итогам октября.
Когда дорого, но очень хочется
Несмотря на все сложности, созданные санкциями в российском авторитейле, спрос на машины именитых западных и японских «фамилий» остаётся на прежнем уровне. В пику даже самым дорогим «китайцам», они не вызывают вопросов в части престижа.
Итоги 10 месяцев текущего году подтверждают, что автомобили престижного и люкс класса россияне готовы покупать даже очень дорого. Так, прайс Range Rover - 27-35 миллионов рублей, Bentley по 53 миллиона, Lamborghini по 65 миллионов. Оказалось, в России этот ценник приемлем даже в нынешних условиях, учитывая что все эти три европейских бренда увеличили объёмы бизнеса.
Так, именно Lamborghini по итогам января-октября 2023 года стала той маркой, которая активнее других увеличила продажи в сегменте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продажи выросли в три раза – с 30 до 99 автомобилей (+230%). Очень вовремя бренд активизировал производство всё дорожников Urus, на которые пришлось 86 сделок.
Как по маслу новых каналов поставок
Впрочем, в абсолютных цифрах лидирует едва ли не самый любимый многими автовладельцами в России бренд – BMW (7,4 тысячи автомобилей, -25%). Новые каналы поставок оказались относительно неплохо отлажены. И всё же, марке тяжело выйти на объёмы прошлых лет. Уже второй год все её машины авторитейлеры возят самостоятельно, изыскивая внушительные оборотные средства и не имея прежней финансовой поддержки импортёра. Дилерская сеть заметно сжалась, а популярный вот уже почти четверть века бестселлер, вседорожник BMW X5, стоит порой столько же, сколько до пандемии просили за Rolls Royce Сullinan.
Похожая ситуация и с тремя другими «немцами». Mercedes-Benz упал в продажах на 40%, Audi – на 20%, а Porsche снизил объёмы продаж на 13%.
Продажи Lexus, напротив, на фоне прошлогодних провалов сейчас выглядят вполне оптимистично. В нашей стране раскупили 4,2 тысячи этих автомобилей. Это на треть больше, чем за 10 месяцев в 2022 году, чего оказалось достаточно, чтобы прочно закрепиться в тройке самых востребованных марок сегмента.
Как и в былые годы, большую долю продаж обеспечивает очень любимый женщинами за комфорт и красоту вседорожник – Lexus RX. Такими же темпами роста отметилась и Tesla (1,1 тысячи штук, +36%). Bentley покупали в 1,5 раза чаще, Acura и Aurus – почти в два, Lincoln – в три. Среди нарастивших продажи по итогам периода марок можно отметить также Land Rover (+11%) и Cadillac (+45%). В то же время не сумели прибавить в продажах автомобили Volvo, Infiniti, Mini, Jaguar, Rolls Royce и Maserati.
«В масштабах всего нашего постепенно возрождающегося рынка продажи в «штуках» премиальных и люксовых автомобилей по-прежнему относительно невелики. Всего за 10 месяцев было реализовано 28 тысяч престижных машин, а их доля подросла с 2,6% в начале года до 3,1% по итогам октября. Причем только начиная с августа они впервые стали находить более чем по три тысячи покупателей в месяц. По итогам года их общий объём продаж может составить порядка 33-34 тысяч «штук». И все же более масштабного роста в текущих реалиях ожидать не стоит. Причиной тому будут не столько цены, которые на любую модель марки из нашего топ-20 выглядят заоблачными для покупателя среднестатистического кроссовера Chery или Haval. Главный стоп-фактор дальнейшего роста – привычка клиентов Bentley, Range Rover и прочих Rolls Royce к эксклюзивному уровню сервиса с чётко прогнозируемыми сроками обслуживания. Сегодня обеспечить его в России бывает затруднительно даже дилерам с неограниченными связями и оборотными средствами», - прокомментировала руководитель банка Марина Дембицкая.