48

Музей в очках. Как виртуальная реальность делает экспонаты ближе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 36. АиФ-Прикамье 08/09/2021 Сюжет Разработки пермских учёных
Программа скачивается на очки виртуальной реальности, как на смартфон.
Программа скачивается на очки виртуальной реальности, как на смартфон. / Николай Черепахин / Из личного архива

Музеи обладают особой магией. Они без труда переносят нас во времени, погружая в прошлое родной страны или региона, уносят в мир фантазий вместе с прекрасными картинами.

Коллекции помогают узнавать больше о природе, важных научных открытиях, развитии техники и технологий. Кстати, именно технологии могут приблизить музеи к тем людям, которые по разным причинам не имеют возможности их посетить. В ближайшем будущем посмотреть и рассмотреть во всех подробностях экспозиции, интересные артефакты можно будет, находясь даже на большом расстоянии. Не верите? А зря. Над такой технологией сейчас активно работают учёные ПНИПУ.

Погружение в искусство

Наверное, многие видели (по телевизору, в Интернете или даже лично) очки виртуальной реальности. Правда, по виду этот прибор напоминает очки лишь тем, что надевают его на голову и он закрывает область глаз. Эти очки способны глубоко погрузить в другой мир, давая если не полные, то близкие к реальности ощущения от пребывания в самых разных местах: от леса до компьютерной игры. Вот именно такие очки и нужны для той технологии, которые разрабатывают учёные.

Руководитель проекта Николай Голубев рассказал, что команда работает над созданием специального приложения. Его можно будет скачать на эти очки (точно так же, как на смартфон или компьютер), запустить – и вот вы уже в музее. Технология позволит рассмотреть экспонаты во всех подробностях, как будто «в полный рост», создавая ощущение, что вы действительно побывали в музее.

«Пока мы сами не испытали эту технологию, не поняли, насколько глубоко она погружает, – говорит Николай. – Мы работаем над другими проектами, связанными с использованием таких очков, общаясь со школьниками и студентами первого и второго курсов вузов. Благодаря этому поняли, что с точки зрения образовательного процесса такая технология помогает лучше усваивать информацию. Вовлечённость в учебный процесс в этом случае выше. Что касается нашего проекта, то очевидно, что впечатлений от такого «виртуального тура» по музеям будет много больше, чем, например, даже от рассматривания оцифрованной коллекции в Интернете. Даже если применена технология VR 360, позволяющая увидеть экспонат со всех ракурсов. Очки практически переносят человека в музей. Это получается такая игра для любителей искусства, в которую захочется играть снова и снова».

По словам руководителя проекта, любители искусства могут понять, хотят ли они видеть коллекцию в реальной жизни. А тот, кто в силу разных причин не может сам прийти в музей, получит возможность виртуально его посетить. В первую очередь это касается маломобильных групп населения. Да, очки – удовольствие очень дорогое. Но совершенно необязательно иметь их дома. Николай говорит, что разработчики сотрудничают с обществом инвалидов и вполне можно придумать, как организовать виртуальные путешествия в музей для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Картина в «цифре»

Проект, конечно, довольно сложный. В первую очередь нужно оцифровать коллекции музеев. Для этого, во-первых, нужно их согласие. Во-вторых, техническая возможность. Поэтому сейчас разработчики подают заявки на участие в различных грантовых конкурсах, чтобы получить финансирование.

«Сейчас мы уже предлагаем музеям оцифровать коллекции. Думаю, им будет интересно, так как это может расширить количество посетителей. Можно ввести небольшую плату за просмотр, например, полной коллекции, что тоже для музеев неплохо. Но такие детали – дело будущего, – говорит Николай. – Чтобы обеспечить техническую сторону проекта, нужно оборудование. Мы уже закупили специальный стол, на который можно устанавливать объекты размером до двух метров. Стол позволяет фотографировать объект со всех ракурсов, а потом с помощью специального приложения сделать его цифровой двойник. При необходимости добавить информацию об экспонате и звуковую дорожку. Есть ещё одна технология, которая помогает в оцифровке, – это 3D сканер. Было бы здорово, если бы такие приборы были в музеях, но стоит оборудование более 500 тыс. руб. Такая технология поможет оцифровать большие объекты. Ещё один вариант – мы делаем фото со всех ракурсов, а потом наши специалисты «сводят» эти снимки, получая объёмный объект».

Когда всё будет готово, больше людей смогут приобщиться к богатым коллекциям пермских музеев.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах