3202

Почему камское речное пароходство потерпело кораблекрушение?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-Прикамье 19/11/2013

Наверняка пермяки ещё помнят, как по красавице Каме, рассекая волны, летали ракеты и метеоры. Как у причала на Перми I в ряд швартовались белоснежные четырёх- и трёхпалубники. И туристы шумной гурьбой выходили на пристань. Как до середины декабря по замёрзшей реке ползли ледоколы, расчищая путь баржам.

На мели

До начала реформ Камское речное пароходство (КРП) считалось вторым в Советском Союзе по объёмам перевозок пассажиров и грузов, уступая только Волжскому.

Всё пошло враздрай с лихих 90-х. Ракеты и метеоры сняли с рек из-за травмоопасности: уж очень много аварий прокатилось чередой. Количество пассажирских и грузовых судов постоянно снижается. Река всегда была самым дешёвым транспортным путём. Однако подскочившие цены на дизельное топливо вынуждают использовать альтернативные способы доставки грузов.

Средний возраст наших теплоходов (и, соответственно, износ) растёт. Самым молодым - чётырёхпалубникам «Достоевский» и «Фурманов» - в этом году стукнуло 30 лет. Некоторым ветеранам водной глади давно за 50. Подлатают, подкрасят и - вперёд голубыми дорогами!

Вспомните хотя бы затонувшую летом 2011 г. «Булгарию».

Так, принадлежащий КРП дизель-электроход давным-давно выработал свой ресурс. Его предлагалось поставить на вечную стоянку в качестве музея. Однако пароходство, ограничившись косметическим ремонтом, вновь и вновь отправляло его в навигацию.

Собственная сколь-либо приемлемая инфраструктура для ремонта и поддержания судов в требуемом госнормативами состоянии у фирм явно недостаточна. Заказывать это на стороне - цены кусаются. Хотя возможности пермского судозавода для этого имеются: недавно спустили на воду очередное детище.

Удар под дых

КРП, как и значительная часть пароходств, обанкротилось. Далеко не нова и материальная база речного училища (взять хотя бы учебный теплоход «Иртыш»). Выживание вылилось в подготовку специалистов, мало что общего имеющих с речными просторами. К примеру, бухгалтеров. Часть помещений сдавали в аренду. В том числе филиалу Московской академии водного транспорта. Вроде бы по профилю. Вот только готовит данный филиал юристов. Одно время общежитие заполонили гастарбайтеры, вплоть до экзотичных в наших местах вьетнамцев.

Да и молодой смены, готовой идти на флот, год от года выпускается из стен училища всё меньше. Преподаватели объясняют падение интереса к речным специальностям тем, что бюджетные места сократили. Мало того что пермским командам самим не хватает молодых специалистов, так наших ребят второй год «покупает» Енисейское пароходство (там нет своего речного училища). 

Реформа образования тоже нанесла удар под дых загибающемуся речфлоту. Капитаны признаются: нехватка кадров - ещё одна главная болячка пермского судоходства. Раньше ребят готовили специально для флота. В апреле они получали дипломы и шли работать на теплоходы. Сейчас госэкзамены сдают в июне, а навигация начинается в мае. Поэтому парней, которые должны получить диплом командного состава, приходится брать в рядовые. А летом отпускать практически на месяц, чтобы они вернулись в училище и сдали экзамены.

Дорогое удовольствие

Кто побывал в речном круизе, наверняка сошёл с палубы с багажом впечатлений и опустевшим кошельком. Отдохнуть на белом теплоходе иной раз равносильно поездке за границу. За недельный круиз в среднем нужно выложить 20 тыс. руб. На некоторых четырёхпалубниках ценник зашкаливает и за сотню тысяч. Поэтому и ходят длинные роскошные красавцы полупустыми.

- В эту навигацию желающих прокатиться по речной глади было меньше, чем в предыдущие годы. Тем не менее в пик сезона наполняемость теплоходов была до 70%, - говорит Марина Ардашева, менеджер пермского турагентства. - Люди выбрали бы этот вид отдыха, но путёвки дорогие. Те, кто уже плавал, понимают, куда идут деньги. Содержать теплоход затратно. Суда не новые. Основная причина удорожания билетов - рост цен на дизельное топливо.

Перспектива нашего речфлота нерадужная. Кадров не хватает, теплоходы стареют. Планов строить новые нет. Везти в Пермь дорогостоящие суда из Германии никто пока не собирается. А латать до бесконечности полувековые теплоходы невозможно. Риск аварий и ЧП растёт. В обозримом будущем красавица Кама может опустеть: пермяки рискуют вообще лишиться любимого вида отдыха.

Справка

Наиболее известные выпускники ПРУ:

  • Евгений Ежов - за подвиги в Великую Отечественную войну удостоен звания Героя Советского Союза.
  • Борис Кузнецов - начальник КРП в 1991-1995 гг., глава администрации Пермской области, первый зампредседателя Государственной думы (1995-1999 гг.),
  • Геннадий Игумнов - губернатор Пермской области в 1996-2000 гг.
  • Борис Кобелев - руководитель Камской судоходной компании.
  • Александр Гребёнкин, поэт.
  • Ефим Бурштейн - глава иудейской религиозной общины Перми.

Нужна господдержка

Сергей КРЫЛОВ, капитан теплохода «Владимир Маяковский»:

В советское время речной флот находился под контролем государства. Теплоходы ходили полными, путёвки трудно было достать. Была государственная программа строительства. Правда, каждый теплоход строили примерно 5 лет. А в Германии  было всё налажено. Поэтому из Бойценбурга в Россию поставлялись суда, построенные по нашим чертежам, и распределялись по пароходствам. Сейчас в стране пассажирские корабли не строятся. Занимаются только танкерным флотом, грузовыми теплоходами, чтобы вывозить российский товар за границу.

После распада СССР все теплоходы находятся в частных руках. Для частника содержать теплоход очень дорого. За эту зиму необходимо провести ремонт стоимостью 10-15 млн руб. Подходит капремонт двигателей. Нужно усовершенствовать систему спутниковой навигации, установить ГЛОНАСС, систему видеонаблюдения. К тому же дорожает дизель. Когда-то самый дешёвый вид топлива сравнялся сегодня с ценой 92-го бензина. Чтобы дойти до Перми из Петербурга, нужно порядка 60 т топлива и почти 2 млн руб. Естественно, все затраты сказываются на цене путёвок. Если бы на государственном уровне разработали программу хотя бы по снижению цен на топливо для компаний, которые развивают туризм на реках России, это бы помогло решить проблему речного флота.

Водный автобус против пробок

Александр БРАНОВ, директор Верхнекамского судостроительного комплекса:

Мы активно строим сухогрузы, потому что есть заказчики. Если будут заказы на пассажирский водный транспорт, будем строить. Видимо, пока у Минтранса в этом нет необходимости. Хотя в Самарской и Нижегородской областях, в Казани водный транспорт востребован: там есть водное такси, водные автобусы. Это существенно разгружает транспортный поток. Все городские магистрали перегружены, железные дороги тоже, а реки свободны. В Прикамье целая сеть рек - почему бы её не использовать? У нас востребован паром. Мы со своей стороны обращались в Министерство транспорта, но движения пока нет. Должна быть инициатива. Например, со стороны краевых властей. Нужно назначить ответственного, чтобы кто-то отвечал за водный транспорт в регионе, постоянно бы продвигал эту тему на федеральном уровне. Поручить можно Минтрансу, Министерству промышленности или ещё какой структуре.

В начале октября губернатор Пермского края был у нас на заводе, услышал наши предложения, даже начались какие-то подвижки. Но сейчас снова всё затихло.

Без паники!

Юлия ИЛЬИНЫХ, преподаватель и заведующая музеем истории Пермского речного училища:

На самом деле всё не так плохо. Как преподаватель я заметила: хоть и меньше выпускников в речном училище, но зато они почти все идут работать по специальности на флот. Судоводители понимают, что это хорошо оплачиваемая профессия. Проблема есть - новые теплоходы в Перми и России не строят. Но не нужно паниковать: машины, которые есть, готовы служить очень долго. Внутри - прочное железо, как шпалы. Облицовку поменяйте, «сердце» судна - двигатель - и оно будет ещё ходить долго. Вопрос в том, кто и как будет содержать суда. Есть собственники, которые душу вкладывают, а есть те, кого интересует только прибыль. Всё, что происходит с теплоходом, всё-таки на совести владельца. Каждый год, как известно, судно проходит освидетельствование. А после трагедии с «Булгарией» контроль стал жёстче.

Однако если бы этот бизнес был неприбыльным, не покупали бы и не брали в аренду наши бизнесмены по два-три теплохода…

По рекам да в моря

Первые пароходы появились у нас в 1819 г. 25 лет спустя было учреждено «Пермское пароходное общество», построившее в том же году буксирный пароход «Пермь». Затем - «Камско-Волжское пароходное общество», Любимовы, Каменские, Мешков… Вскоре число пароходов настолько возросло, что возникла потребность в устройстве аж четырёх заводов для их постройки и починки. С 1877 г. начинают ходить двухэтажные пароходы, первенцем которых был «Березники». В навигацию 1889 г. от Перми по Каме ходят уже 27 пассажирских пароходов. В 1912 г. в Перми появился первый теплоход «Урал».

Бурное развитие парового судоходства на Каме и сопредельных реках обусловило острую нужду в кадрах. Посему, местные власти и предприниматели «исхлопотали высочайшее соизволение» на учреждение в Перми «речного училища 1-го разряда», договорились о совместном его финансировании, арендовали здание по ул. Ирбитской (ныне - Матросова). Первый набор состоял из 36 человек. Обучение было платным (25 руб. в год), форму курсанты шили за свой счёт, общежитие отсутствовало.

В 1916 г. состоялся первый выпуск судоводителей, механиков.

Революция и гражданская война тяжело отразились на отрасли. Суда тоже воевали - а значит гибли. Отступая из Прикамья, колчаковцы затопили все подвернувшиеся под руку пароходы. Последние в 20-е гг., подняв, подлатали, и они снова пошли крутить колёса...

Именно наши земляки составили костяк начсостава и ведущих специалистов КРП. В период Великой Отечественной войны многие выпускники сражались на фронтах, доставляли грузы и бойцов к Сталинграду.

После войны речфлот (в том числе КРП) кардинально обновился, пополнился надёжными, вместительными, комфортабельными судами - отечественными и импортными. Да и сами пермяки, что называется, держали судостроительную марку - СЗ «Кама».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

                     
        Самое интересное в регионах