Не буду вдаваться в подробности, их без труда можно найти в СМИ. Суть в том, что православная общественность этого района три года назад подавала заявку на строительство храма. Им было отказано. И вот выяснилось, что московские власти все же выделяют участок на Волжском бульваре, но под строительство мечети. В ответ на такое решение властей инициативная группа жителей «Текстильщиков» провела пикет. В итоге собрано более 1000 подписей против строительства мечети от жителей, имеющих прописку в этом районе.
Я лично понимаю недоумение и недовольство жителей «Текстильщиков» тем, что именно у них будет построена мечеть. Если нет «мусульманской общины», реально ожидающей «культового здания», если члены такой общины никак не связаны территориально с местом постройки мечети, если жители близлежащих домов против, то значит, властям города надо искать другое место.
Собственно писать было бы не о чем, если бы эта тема не вскрыла целые пласты затаенных и невысказанных опасений и недоумений в отношении к лицам «кавказской» и «восточной» национальности, в том числе и к мусульманам. Вопрос: «где, когда и для кого строить мечети?» уже превратился в «строить ли мечети в Москве вообще?» Именно об этом я и хотел бы поговорить.
Начну с важных слов главного имама московской Соборной мечети Ильдара Аляутдинова, которыми нельзя пренебречь: «Москва — единственное место в мире, где на миллион с лишним мусульман приходится всего четыре мечети. Нам не хватает молельных помещений. Мусульманам разрешено отправлять религиозные потребности в православных храмах, но не хотелось, чтобы люди прибегли к этой крайней мере». Как видим, позиция достаточно однозначная и даже ултимативная. По-моему вывод напрашивается только один: этот запрос не удастся «спустить на тормозах», его надо решать. И чем более открытая и цивилизованная дискуссия получится, тем лучше.
Что же я думаю о мечетях? Я рожден и живу Москве. Столица — мой город. С каждым днем я вижу все больше приезжих из Средней Азии и Кавказа. Надеюсь, что большинство их них находятся в Москве легально. Нравится мне это или нет, но мигранты с юга и востока обладают теми же правами, что и я, в том числе и правом на религиозный культ. Количество «приезжих», думаю, исчисляется сотнями тысяч, если не миллионом. «Гости столицы» работают не только продавцами и грузчиками на рынках, рабочими на стройках, но и водителями городского транспорта, кассирами в магазинах. Мы видим их сидящими в очередях в поликлиниках, лежащих в больницах, дежурящих консьержами в наших подъездах (и убирающими их), видим даже в наших квартирах, когда нанимаем сиделок и патронажных сестер. Дети мигрантов наполнили детские сады, они учатся вместе с нашими в школах и ВУЗах. Конечно, не все из приезжих — практикующие мусульмане, но если отбросить язычников, принципиально неверующих и «криминальные элементы», я уверен, количество «потенциальных» мусульман все равно будет исчисляться сотнями тысяч. Судя по всему, цифры, приведенные выше имамом, вполне реальны.
Я вижу и знаю, что «приезжие» в общем — малокультурная, полукриминальная среда, представляющая угрозу в том числе и для меня лично. Поэтому я поддерживаю идею о том, что «гастарбайтеры» должны чувствовать себя в столице гостями. И в этом нет ничего обидного. Понимаю, что очень важно думать над их инкультурацией, в том числе — религиозной. К примеру, теоретически возможно, — мировой опыт это подтверждает, — при храмах организовывать курсы русского языка и культуры. И все же... Не знаю, кто как, но я и моя семья точно не можем повлиять на городскую миграционную политику, на те административно-экономические и социальные условия, что способствуют постоянному притоку «дешевой рабочей силы» в Москву. Я совершенно отчетливо понимаю, что в моих силах — лишь принять как данность происходящее и, осмыслив его с позиции жителя города и позиции христианина, публично высказать свое мнение. Я исхожу из того, что в дискуссии о мечетях и мигрантах совершенно бессмысленно говорить о том, что не под силу простым жителям и гражданам. Призывы рожать больше, работать на улицах вместо приезжих, обращать в христианство «понаехавших», изменить миграционную политику, депортировать всех «приехавших» за пределы МКАД или России и т.д. ни к чему серьезному до сих пор не привели и не приведут. Когда создадутся реальные предпосылки для какого-нибудь из этих пунктов (законодательные, финансовые и т.д.) тогда можно будет вернуться к этому разговору.
Что действительно на мой взгляд имеет отношение к мечетям, так это следующее.
Первое. Не оспаривая справедливые недоумения православных активистов из «Текстильщиков», хотелось бы напомнить, что с недавнего времени разговор о строительстве мечетей не может идти вне контекста того, что правительством Москвы одобрена программа строительства 200 новых храмов в Москве. Если не ошибаюсь, в самом ближайшем будущем планируется построить 35 церквей во всех районах Москвы. Указанные цифры оправданы, ибо подавляющее большинство москвичей (до 80%) доверяют православию и почти все из них крещены в православных храмах. Если власти города так же подходят к мусульманам (а я думаю, так и есть), то надо признать право мусульман иметь новые культовые здания в столице. Сколько их должно быть по отношению к верующим, я не знаю. Убежден, что тут важно не только мнение властей города, но и горожан и Русской Православной Церкви. Но в любом случае, при сложившейся ситуации в столице России невозможно не строить мечети.
Второе. Я знаю, что Русская православная церковь с уважением относится к так называемым мировым религиям (иудаизм, ислам, буддизм); с их представителями она не только ведет диалог, но и достаточно успешно решает многие актуальные для нашего времени вопросы, прежде всего социальные и межнациональные. Ислам, во всяком случае, тот ислам, представителям которого в Москве дают строить мечети, имеет вполне ясные нравственные нормы. Совершенно очевидно, что ислам как религию нельзя отождествлять с национальными и другими особенностями этнических или практикующих мусульман, проживающих в Москве. Я не согласен с распространенным ныне отождествлением мусульман с «понаехавшими тут», хотя обилие последних и их образ жизни часто вызывают опасения. Я не могу согласиться с тем, что ислам — это только «крыша», «ширма», за которыми скрывается страсть к наживе, агрессивная нелюбовь к москвичам, преступность, наркомания и т.д. Я, как верующий человек, совершенно уверен, что верующий мусульманин, человек, который молится и соблюдает заповеди, не тождественен «злодею».
Третье. Ислам — кульутрообразующая религия, это не тоталитарная секта. Пусть в малой степени, пусть после советского прошлого не очень-то умело, но все же при мечетях ведется просветительская работа. Рядовые верующие изучают основы веры, нравственности и исламской культуры, дети ходят в воскресные школы, занимаются спортом. Ведется и социальная работа. Поэтому вполне оправдано видеть в мечетях не только места скопления «гастарбайтеров», а религиозно-культурные просветительские центры, работающие в том числе и с «гастарбайтерами», приобщающие их хоть и не к русской, но все же к культуре и нравственности.
Убежден, что у властей города должна быть четкая позиция по этому вопросу. Я считаю, что на этом этапе крайне важно и необходимо вести диалог с представителями ислама о том, чтобы хоть они окультурили ту хаотичную силу, что представляют собой мигранты, чтобы хоть они религиозно просветили ее. Я был бы рад, чтобы просвещением и образованием мигрантов занимались власти города и православные христиане. Но будем реалистами. В сколь-нибудь серьезных масштабах в ближайшее десятилетие это невозможно.
Итак, как бы это не звучало парадоксально, я за то, чтобы в Москве было больше мечетей. Для меня на данном этапе — это некий гарант того, что мигранты с Кавказа и Востока будут более вменяемо относиться к моему городу, к моим согражданам и, в конечном итоге ко мне и моим детям.
Позволю процитировать себе православного публициста, ученого, исследователя Библии Андрея Десницкого: «Вообще-то я предпочитал бы, чтобы Москва обходилась своими трудовыми ресурсами, чтобы торговцы, дворники и строители были у нас из местных. Но это нереально. И в этой ситуации пусть лучше они будут из Средней Азии и с Кавказа, чем их не будет совсем. Я бы, разумеется, предпочитал, чтобы все приехавшие немедленно обратились в христианство и заодно закончили ВУЗ. Но это нереально. И в этой ситуации пусть лучше они ходят в мечеть, чем курят травку и насилуют наших девочек. Другой вопрос — где и как строить мечети, как организовывать массовые собрания на мусульманские праздники. Это вопрос к городским властям. Но я за мечети в Москве. Это не вопрос либерализма, это вопрос элементарной безопасности».
Строительство мечей в Москве. «Пусть они лучше молятся, чем курят травку и насилуют девочек»
Также вам может быть интересно
- Связаны одной цепью. Почему Пермь сейчас невозможно отделить от всего мира.
- Валерий Воробьев: "Мы оказались пешками в чужой игре"
- Демократия смутократов.Эдуард Володарский: «Совесть олигархов и чиновников превратилась в бабло»
- Олег Лысенко: «Сознание людей - это поле идеологической борьбы»
- Страсти в Химках