- Мир изменился, но я застрял в 2009-м, - говорит Олег.
Он потерял сразу и настоящее и будущее. Жена Женя работала вместе с ним, пела.
На той вечеринке она свою программу отработала, осталась послушать испанского гостя, вышла в зал. Поэтому из клуба они выбирались порознь. Он её нашёл в МСЧ №9. Женя была жива. Даже шутила. Казалось, всё поправимо. Друзья привозили из аптек новокаин и минералку, пострадавшие всё время хотели пить. Он оставался у постели. Услышал в рации постового в коридоре своё имя. Вышел сообщить, где находится. Его сразу взяли. В следующий раз он видел Женю на похоронах - отпустили из СИЗО на полчаса под охраной. Теперь его работа - судебный процесс по делу о пожаре.
Что будет потом? Его профессия – шоу-бизнес, а шоу должно продолжаться.
- Во всяком случае, петь я не смогу. Связки травмированы, - говорит Олег, покашливая. (Все они, наглотавшиеся дыма, теперь характерно покашливают, - прим. автора.)
- Что изменилось в клубном бизнесе Перми за эти два года?- Насколько я знаю, планы эвакуации повесили везде. Даже в небольших кафешках установлены гидранты. Это коснулось не только ресторанов и кафе, а детских садов, школ, больниц, - везде в местах массового посещения, скопления людей навели порядок. Но статистика погибших от пожаров не падает. Пожарная безопасность оставляет желать лучшего.
- Способ взаимодействия с владельцами клубов изменился? Команды, обеспечивающие творческую составляющую, работают сейчас официально или по-прежнему?
- Я знаю один случай. Сразу после трагедии артисты были трудоустроены в клубе официально, на зарплату. Но это не прижилось. В основном работает старая система. Приглашаются люди на работу согласно сценарному плану, который составлен арт-директором и утверждён заказчиком. Расплачиваются с ними наличкой, кто-то расписывается в ведомости, но это для внутренней отчётности. Артисты приезжают без всяких договоров.
- Если что случится, они не смогут доказать, что были на работе?
- Не только сами они ничего не докажут. Предположим, у кого-то из шоу-балета оторвётся каблук и случайно попадёт в нос зрителю или в тарелку. Спросить будет не с кого.
- Если артист потребует официального трудоустройства, он не получит заказа, то есть окажется неконкурентоспособным?
- Понимаете, стоимость выступления шоу-балета варьируется от двух до пяти тысяч рублей. Если проводить расчёты официально, обе стороны, и принимающая и выступающая, попадают на деньги перед налоговой. Им надо отражать эти платежи, нужен бухгалтер, в итоге повышается стоимость номера. Поэтому действует отработанная система. Артисты нанимаются по понедельникам. После обзвона и согласования цены арт-директор передаёт смету контролирующему лицу
- Артдиректор - специалист на зарплате?
- Ни от кого из знакомых не слышал, чтоб сидели на зарплате, есть на процентах. Все устроены неофициально, без трудовой книжки, без всякой ответственности за пожарную безопасность. Даже о типовых договорах никогда не слышал. Хотя собственники, наверное, исходя из опыта «Хромой лошади», приняли какие-то меры, чтобы обезопасить себя и свой бизнес.
- Судя по фактам, открывшимся на суде, трудно придумать бизнес безопаснее «Хромой лошади». Такой организации, как оказалось, не было вообще?
- Многое оказалось для меня ново. Я не знал, что можно под одной вывеской работать нескольким ИП, ООО и тому подобное. Одно платит за аренду, другое покупает алкоголь, третье занимается продуктами. Как вчера показал один свидетель, эта схема позволяет оптимизировать налогообложение. Меня это не интересовало - я более артист, нежели экономист.
- Выслушивать в суде день за днём дни и те же вопросы-ответы - довольно скучное занятие?
- Ходят слухи, что процесс слишком затянулся и надо сокращать список свидетелей. Это не так. Процесс идет согласно УПК РФ. Ни одна сторона не затягивает процесс. В этом никто не заинтересован. Надо всем дать слово и разобраться до конца. Самое главное - чтобы такое не повторилось.
- Наверное, несложно соблюдать требования пожарных, повесить план эвакуации, содержать гидранты в рабочем состоянии…
- Даже если бы там пять гидрантов стояло, всё решал другой основной фактор. Там достаточно было два раза вдохнуть и потерять сознание. Я вдохнул один раз, потом инстинктивно задержал дыхание, но голова поплыла. Захотелось спать, полежать на полу.