Примерное время чтения: 5 минут
102

Воронка в Березниках ликвидирована успешно

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Прикамье 30/11/2011

22 ноября 2011 года стало финальной точкой в устранении воронки. Провал, получивший в народе название «Малыш», был полностью засыпан. Для этого понадобилось более 1 миллиона тонн песчано-гравийной смеси (для сравнения: это 50 тысяч полностью загруженных «КамАЗов»). Площадь засыпанной территории составила 9600 квадратных метров. Финансирование работ по ликвидации воронки взяла на себя компания «Уралкалий»: инвестиции в этот проект составили порядка 300 миллионов рублей.

- Впервые в истории попытались бороться с этой проблемой. Борьба закончилась положительным результатом, - радостно констатировал глава города Березников Сергей Дьяков. - Теперь Березники могут не просто наблюдать за поведением  природы, но и принимать меры по ликвидации тех последствий, которые образовались. Главное здесь то, что все организации и органы власти - как города Березников, так и Пермского края - работали в единой команде, что позволило закончить работу в установленные сроки, - сказал мэр.  

От провала до песчаной площадки

 За последний год в Березниках проделана поистине колоссальная работа. Кратко напомним хронологию событий.
25 ноября 2010 г. произошёл провал на железнодорожных путях в районе станции Березники. ОАО «Уралкалий» незамедлительно обеспечило мониторинг этого участка. Вокруг была определена 150-метровая безопасная зона. Было изменено движение пассажирских поездов.
С того момента за воронкой осуществлялось постоянное наблюдение. Его вели как научно-исследовательские институты (Горный институт УрО РАН и ОАО «Галургия»), так и компания «Уралкалий». Кроме того, в городе уже больше года в круглосуточном режиме функционирует Единая дежурная диспетчерская служба 112, которая принимает все обращения жителей по поводу состояния жилых домов, коммуникаций и возможных нештатных ситуаций. Также в ЕДДС осуществляется видеонаблюдение в режиме онлайн.
Исследуя причины образования воронки, учёные Горного института Уральского отделения РАН пришли к выводу, что провал грунта, образовавшийся в Березниках, имеет карстовый характер.

 Решение проблемы найдено

 В апреле 2011 года «Уралкалий» совместно с администрацией г. Березников предложил кардинальное решение - засыпать воронку. На заседании правительственной комиссии министр природных ресурсов РФ Юрий Трутнев поддержал это решение. Проект засыпки разработало ОАО «Галургия».
Уникальность работ заключается в том, что впервые в истории был засыпан провал такого масштаба, подтверждают специалисты. Засыпка воронки началась в конце июля, когда её размеры составляли 123 на 70 метров.
Для засыпки была выбрана песчано-гравийная смесь (ПГС). Именно на этом материале остановились учёные после многочисленных испытаний и расчётов.
Во-первых, для засыпного материала важны такие характеристики, как сжимаемость и растекаемость. С этими параметрами у песчано-гравийной смеси всё отлично: она даёт малую усадку, что очень важно для восстановления и дальнейшей эксплуатации железной дороги. Во-вторых, песчано-гравийная смесь не является ни щелочной, ни кислотной, поэтому нейтральна к деминерализованным водам. Следовательно, не навредит окружающей среде. Это огромный плюс, если учесть, что воронка пересекает несколько водоносных горизонтов.
Поставщиком ПГС был выбран порт Березники. Сначала песчано-гравийную смесь, добытую с камского дна,  транспортировали баржами, а затем самосвалами доставляли к воронке. Здесь передвижной ленточный конвейер круглосуточно засыпал смесь в воронку. Ежедневно на площадке было задействовано около 50 единиц техники, большегрузные «КамАЗы» совершали по десять рейсов в день.

Через год после провала

Работы закончились раньше запланированного срока.  Всё необходимо было завершить до зимы. Во-первых, зимой нигде не достанешь ПГС (её невозможно намыть с Камы), а во-вторых, зимой грунт будет уже мёрзлым.
- Материал должен иметь необходимую сыпучесть и давать минимальную усадку, - пояснил генеральный директор «Галургии» Аркадий Гринберг.
Теперь на месте воронки появилась ровная песчаная площадка. Размер засыпанной площадки можно сравнить с площадью двух футбольных полей. Тяжёлая техника доделывает последние участки. Трактор весом более 30 тонн спокойно движется по тому месту, где раньше была воронка. Значит, уже нет никакой опасности.
Провал засыпали на два метра выше, чем необходимо.
– Засыпанный материал будет слёживаться, уплотняться сам по себе. Возможно, после этой усадки ещё где-то нужно будет подсыпать ПГС. Надо дождаться весеннего паводка, проследить, как поведёт себя засыпанная смесь, - пояснил Андрей Родионов, начальник управления по мониторингу зданий и сооружений ОАО «Уралкалий».
Сегодня в Березниках создана мощная система мониторинга, которая позволяет отслеживать состояние земной поверхности, а также всех зданий и сооружений в городе. Все данные анализируются раз в неделю, на их основании рассчитываются длительные прогнозы для всей территории города по возможным оседаниям грунта, их скоростям и возможным последствиям. Впрочем, учёные утверждают, что самый сложный пик с оседаниями город уже прошёл.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах