«Амурский тигр на редкость молчалив: некоторые зоологи, многие годы наблюдавшие его в природе, ни разу не слышали тигриного рыка. Исключение составляет период гона, когда тигры ревут часто, особенно самки. Раздраженный чем-то хищник рычит глухо и хрипло, в ярости характерно «кашляет», – висит табличка с кратким рассказом об этих «кисах» на вольерах, где обитают тигры.
– За 80-летнюю историю жизни нашего зоопарка амурских тигров здесь было столько, что и сосчитать сложно, – рассказывает ученый секретарь пермского зоопарка Елена Бурдина. – В российских зоопарках, и в нашем в том числе, очень много тигров умирало по неизвестной причине: у них нарушалось пищеварение, и животные быстро гибли. Никто не мог найти объяснение этому заболеванию, его даже прозвали «тигровка». Однако уже достаточно давно мы не знаем этой болезни – как и почему она исчезла, тоже непонятно.
Любовь на всю жизнь
Ирина Комкова, ведущий зоолог отдела хищных и обезьян, работает в пермском зоопарке больше 40 лет. На ее «веку» было несколько тигриных парочек, которые давали потомство.
С большой нежностью работники зоопарка вспоминают историю любви амурских тигров Жизели и Ургала.
Появились они в пермском зоопарке полугодовалыми тигрятами в 1996 году: Жизель привезли из Ростова, а Ургала из Москвы. Малышей сразу же посадили в один вольер, где они росли, играли, делили мясо, которое приносили для них в качестве корма сотрудники зоопарка. День за днем, все вместе.
Парочка произвела на свет не один помет тигрят. Многие малыши погибли, потому что Жизель отказывалась их кормить.
– Раньше тигры жили в вольере, где сейчас обитают львы, – говорит Ирина Комкова. – Чем-то Жизели пришелся не по нраву «дом» и она отказывалась воспитывать тигрят. Тогда очень выручали собаки. Они выкармливали своих щенков, а заодно и новорожденных тигрят, которых им подкладывали. Собака Ирины Эрдель тоже кормила своим молоком маленьких диких котят.
Позже, когда тигров переселили в другие теплые вольеры, Жизель стала практически идеальной мамой. Выживших детей этой парочки отправляли в разные регионы страны. Потомство Жизель и Ургала выступает в цирковых труппах старшего Богдасарова и Марицы Запашной.
– Когда у тигрицы появлялось потомство, работники зоопарка разделяли родителей, – рассказывает Елена Бурдина. – Потому что в дикой природе за детенышами ухаживает только тигрица. Папа-тигр может загрызть свое потомство.
Ургал по характеру был очень добрым, не агрессивным, но ради безопасности тигрят сотрудники не рисковали.
Несмотря на то, что во время вскармливания Жизель и Ургал были в разных вольерах, через решетку они постоянно нюхали друг друга – «общались».
Позже было принято решение скрестить Жизель с другим самцом, потому что многих их тигрят расселили по зоопаркам страны, что не очень хорошо в плане дальнейшего продолжения рода амурских тигров (должно быть разнообразие генов).
В это время в зоопарке был еще один тигр по имени Хопер, его и попытались «сосватать» Жизели.
Но тигрица не то чтобы даже не взглянула на красавца как на мужчину, а так «наподдавала» ему, что тигр даже сломал лапу.
Получить новое потомство от Хопера пытались на протяжении 1,5 лет. Все это время Жизель и Ургал провели в разных вольерах, не видя друг друга.
Сотрудники зоопарка не могли смотреть на мучения влюбленных: тигры отказывались от еды, очень сильно исхудали и потеряли интерес к чему-либо.
Посчитав, что дальше так продолжаться не может, тигриную парочку воссоединили, а Хопера отправили в другой зоопарк.
– Как они радовались друг другу! – вспоминает Елена Бурдина. – Лизали друг друга, мурлыкали!
…Пока смерть не разлучила их
В 2010 году у тигрицы родился последний «котенок» от возлюбленного – Урман. Как и прежде, Жизель и Ургала на время поместили в разные вольеры. Пока тигрица была занята малышом, папа-тигр заболел «тигровкой»… Выходить его так и не получилось.
– Жизель не видела его смерти, – рассказывает Елена Бурдина. – Она, наверное, не поняла, что возлюбленного больше нет.
Позже тигренка отправили в зоопарк в Алма-Ату, а в Пермь привезли хабаровского самца Агата. Нового жениха тигрица снова отвергла.
– Агат – странный тигр, – говорит Елена. – На протяжении года он практически не выходил из закрытого вольера. Он агрессивен, сотрудников зоопарка, которые кормят животных, воспринимает как врагов. Да и лапы у него необычно длинные. Скорее всего, мы не будем скрещивать его ни с кем в последующем.
Одинокие соседи
Сейчас в пермском зоопарке в соседних вольерах живут Жизель и Агат. Тигрица доживает последние годы, сейчас ей 18 лет (в среднем амурские тигры живут 17-19 лет).
По небольшому вольеру, около 25 метров, она ходит медленно, прихрамывая, часто спит.
Агат, несмотря на клетку площадью в 120 метров, на люди показывается редко. Намотает несколько кругов по вольеру и прячется от посторонних глаз.