Через 30 лет они вместе с мужем Олегом вернулись в родной город. Беженцами – без денег, теплой одежды, с одной сумкой. Теперь они сами не верят, что выжили. От звука пролетающего над головой самолета вздрагивают до сих пор.
Снаряд в огороде
- Трупы лежали прямо на улицах, – рассказывает Елена. – Жара – 40 градусов. Поля с хлебами в огне. Снаряды, как игрушки, раскиданы. Один большой залетел к соседу в огород. Не взорвался. Он – человек деловой. Раз ни денег, ни работы нет, два дня сидел в огороде и распиливал снаряд на железки, чтобы сдать. Все гадали: сегодня взлетим или завтра? Истребители летали так низко, что видны были подвешенные боеприпасы. Бомбили с обеих сторон. Весь день и всю ночь.
От нескончаемого страха мы дошли до края. Схватили с мужем сумку и, в чем были, побежали. О том, чтобы выбираться из этого кошмара организованно, с другими беженцами, в тот момент даже не думали. Мы просто спасали жизнь. Поехали в Харьков, а там уже в Россию, на родину – в Пермь. Думали, близкие приютят.
Пару дней пожили у родной сестры, а на третий день она сказала: «Извиняйте, я вас не звала». Я заикнулась про регистрацию, мы ведь не на один день приехали. Тут она нас и выгнала из своей 3-комнатной квартиры. Пошли по знакомым: кто умер, кто переехал… В хате подруги уже живут три семьи, и все с детьми. Но они потеснились, отдали нам комнатку на ночь. А потом мы оказались на улице. 10 градусов тепла в Перми. Я в платье и шлепанцах. Замерзли. Обратила на нас внимание тетя Оля, совершенно посторонний человек. Приютила у себя, а ее дочь на работе собрала нам деньги на еду.
Работа за еду
- Оказалось, что помогают только тем беженцам, которые организованно прибыли в Пермь. Одиночкам труднее. Я пришла в Краевой фонд помощи раздетая и босая, в ответ получила: «Для вас теплой одежды нет». Работу тут тоже не предлагают. Зашла в Центр занятости – у них обед. Так горько стало: я с вечера ничего не ела. Отсюда меня тоже отправили в другое место. Денег на проезд нет, по всему городу хожу пешком.
Муж – шахтер с 30-летним стажем. Но в Березниках уже набрали других переселенцев. На горячей линии помощи беженцам посоветовали: садитесь на междугородний автобус, отъезжайте километров 20-30, выходите в понравившейся вам деревне и начинайте себе искать жилье и работу. Один работодатель предложил сторожить дом. Сказал: «Зарплату вы получать не будете, но я привезу вам еду». Другая женщина: «Я вас приму, живу одна, мне скучно». Но мы же не вместо увеселительной коровы приехали?
Мы жили в Луганске нормально, в достатке. А теперь даже не знаю, цел ли мой дом. Детей раскидало в разные стороны: один с семьей остался на Украине, другой бежал в Уфу. Внуку месяца нет – невестка под бомбами его рожала. А я вынуждена бегать с протянутой рукой и просить: дайте мне работу, дайте жилье, дайте одежду…
Р.S. Если вы хотите помочь этой семье, позвоните нам в редакцию по тел.: (342)
2-200-100. Елене и Олегу Полюдовым нужны теплые вещи. У мужчины: размер обуви – 41-й, одежды – 52-й. У женщины: размер обуви – 40-й, одежды – 54-58. Кроме того, пара рассмотрит любые варианты по трудоустройству и жилью.