Пермь, 17 октября – АиФ-Прикамье. До 16 рублей может подорожать проезд в городском транспорте Перми. Мэрия собирается внести на рассмотрение гордумы проект, который предусматривает такое повышение. Если депутаты его одобрят, то новый тариф вступит в силу в середине декабря.
По мнению многих автоперевозчиков, рост цены билета с 13 до 16 руб. - осознанная необходимость. Это позволит отрасли не загнуться и повысить качество услуг.
«Ласково посчитали»
Департамент дорог и транспорта Перми расчёты нового тарифа провёл ещё летом: его стоимость получилась 15,64 руб.
В августе независимая аудиторская фирма подтвердила обоснованность этих цифр. Сейчас законопроект изучает рабочая группа в гордуме.
– 16 руб. - это ещё ласково посчитали, - уверен перевозчик Эдуард МИРЗАМУХАМЕТОВ, который обслуживает маршруты №№ 77, 48, 44, 32. - Думаю, реально обоснованный тариф ещё выше. Но и 16 руб. уже ближе к истине, нежели 13 руб. Общаюсь с коллегами из других (и не только крупных) городов: нигде нет такой стоимости за проезд. У нас что, в Перми другие расходы? Нет. Та же налогооблагаемая база, те же затраты. Кстати, топливо и ГСМ в Прикамье даже дороже. По всей России параметры одинаковы, а цена билета в Перми на порядок ниже. Где логика?
Согласен с коллегой Игорь КОЛЕСНИКОВ, который работает на маршрутах №№ 19 и 74.
– Вы помните, как у нас четыре года не увеличивали стоимость проезда в общественном транспорте? Хотя за это время цены резко подскочили на всё (в 2009-2012 гг. цена на ГСМ и запчасти выросла на 56%, налоговые выплаты - на 16%. - Авт.). В итоге в прошлом году депутаты вместо предлагаемых 14 руб. утвердили стоимость в 13 руб. (её подняли тогда на рубль, или всего на 8,3% к 2009 г. - Авт.). К сожалению, тариф пересматривается у нас к зиме, когда, как правило, дорожают топливо и ГСМ. И пока его принимают, он уже автоматически становится неактуален.
Откуда водители-мигранты?
Многие перевозчики бьют тревогу: водители-профессионалы уходят из отрасли. Причина банальна - низкая зарплата. А как её повысить, коли тариф не позволяет? Вот и приходится перевозчикам, чтобы выжить и не обанкротиться, всё больше нанимать тех же гастарбайтеров с сомнительной квалификацией, но согласных на небольшую зарплату. То же самое - с кондукторами.
- Кто и что бы мне ни рассказывал, но рост стоимости проезда сделает его безопаснее, - убеждён Михаил УХВАТОВ, директор НП «Единый союз перевозчиков». - Следствие низкого тарифа - невысокие зарплаты в нашей отрасли. И сегодня собственник автобуса не может нанять квалифицированный персонал. Многие водители не пойдут работать за те деньги, которые платят сегодня. Вот и остаётся многим либо нанимать иностранцев, либо закрываться.
- У нас зарплаты не поднимали несколько лет, они остались на уровне 2009 г. А за счёт чего это делать? - спрашивает Эдуард Мирзамухаметов. - На эту зарплату всё сложнее пригласить хороших водителей. Профессионалы, которые уважают себя и ценят свой труд, уходят в грузоперевозки и другие сферы.
- Наши пассажиры вполне обоснованно требуют хорошее качество услуг. Это их законное право как потребителей. Но как соответствовать требованиям горожан на должном уровне, когда мы с трудом находим персонал? - добавляет Игорь Колесников. - 16-рублёвый тариф позволит повысить зарплату, а не брать абы кого с улицы, лишь были бы права категории D.
Автопарк стареет
Невозможность обновлять автобусный парк - другая серьёзная проблема, которая вытекает из-за экономически неадекватного 13-рублёвого тарифа. Когда его утверждали, Олег БОРОВИК, председатель наблюдательного совета НП «Единый союз перевозчиков», в интервью «АиФ-Прикамье» предупреждал, что такой тариф не только ставит крест на обновлении парка, но и не позволяет проводить планово-предупредительный ремонт транспорта. Так и вышло. Машины стареют, возрастают риски появления новых «бешеных» автобусов.
- Вы заметили, что в последние два-три года обновление автопарка в Перми заметно уменьшилось? Потому что элементарно не хватает средств, перевозчики вынуждены затянуть пояса потуже, - говорит Эдуард Мирзамухаметов.
Игорь Колесников надеется, что депутаты при утверждении нового тарифа будут руководствоваться здравым экономическим смыслом, а не политическими мотивами. Как это вышло год назад, когда они повысили цену проезда только на один рубль.
- Как ведут себя предприятия, когда стоит вопрос только бы выжить? Урезают инвестпрограммы. Для нашей отрасли это означает сокращение приобретений новых автобусов. Повышение тарифа поможет улучшить эту ситуацию, - признаётся Колесников. - Честно, хочется уже прозрачности. Чтобы депутаты думы конкретно высказывались, почему их не устраивает обоснование стоимости проезда в 16 руб. А не кулуарно принимали решения, руководствуясь политическими мотивами.
Как у них?
Стоимость проезда в других городах:
- Екатеринбург - 23 руб.
- Челябинск - 15 руб.
- Тюмень - 16 руб.
- Киров - 16 руб. в автобусе, 15 руб. в троллейбусе
- Ижевск - 16 руб., 17 руб. в маршрутках
- Казань - 19 руб. в автобусе, 16 руб. в метро и троллейбусе, 15 руб. в трамвае
- Нижний Новгород - 20 руб.