Директор пермского бизнес-инкубатора Андрей Новиков, считает, что сейчас – самое время делать деньги. Нужно лишь избавиться от лени и страхов.
Мыслить возможностями
-Для чего нужен бизнес-инкубатор и кто те люди, которые в вас нуждаются?
- Молодые ребята, которые либо еще учатся, либо закончили учебу и не хотят работать по найму. За год мы проводим более 150 мероприятий, связанных с развитием бизнеса, помогли реализовать 50 проектов. И могу сказать, что довольно много пермяков хотят открыть свое дело.
Принято считать, что для этого человек должен обладать некой особой жилкой. Я бы с таким утверждением не согласился. Главное - мыслить категориями возможностей, а не ограничений. Часто люди говорят себе: «не могу», «не для меня», «не получится», заполняют свой мозг стереотипами о том, что в нашей стране это невозможно. И закрывают для себя массу возможностей. Многие, даже если и решают воплотить желания о собственном бизнесе, не хотят предпринимать активных действий. Ждут, когда добрый дядя им деньги принесет. А такого не бывает.
Конечно, не все получается сразу, но со временем у многих дело идет. Люди воплощают несколько идей, пробуют, пока не найдут тот самый, успешный проект. К примеру, один парень пришел к нам с идеей интернет-магазина по продаже китайских товаров. Потом занялся изготовлением сайтов. А сейчас, через год работы, планирует уже сотрудничество со строящимся космодромом «Восточный». У него есть идея продвижения мелкого производства, которое может там пригодиться.
- Какой бизнес чаще всего начинают пермяки?
- В сфере информационных технологий, мелких услуг, а также ремонта, монтажа и изготовления.
Людей, которые бы продвигали бизнес, связанный с технологиями, к нам приходит меньше всего, но прибыль они получают самую высокую. Нужно ли для успеха в этой области обладать специальными знаниями? Возможно, вы удивитесь, но нет. Порой достаточно просто не бояться Интернета. Даже школьник с базовыми знаниями сможет создать свои уникальные продукты: приложения, сайты и сервисы. Хотя, конечно, если у вас есть знания, это будет преимуществом.
Вот один из успешных примеров заработка в этой сфере. Проект называется «Маугри». Это - виртуальный гид по музеям, причем как российским, так и зарубежным. По моим наблюдениям, люди часто выбирают то дело, которым они увлекаются, зарабатывают на своем хобби. Так почему бы не заработать на любви к компьютерам, играм и Интернету?
Мелочь - это выгодно
- То есть можно монетизировать свое увлечение?
- Одна наша компания победила в международном конкурсе пару лет назад. Ребята заработали на своем увлечении, создав онлайн-игру. Если вам нравится покупать вещи, то сделать деньги можно и на этом. Например, создать интернет-магазин. Предлагаемый товар можно выбрать разный: селфи-палки, плееры, одежда стоят немного, и их легко отправлять почтой.
- Насколько выгодно предоставление мелких услуг? И какие это услуги?
- Очень выгодно. В основном пермяки выбирают проекты в сфере развлечений: батуты, изготовление сладкой ваты, леденцов и т. д. Все это очень популярно во время массовых мероприятий, праздников на открытом воздухе. Причем именно эти услуги являются так называемыми высокомаржинальными. Это значит, что при низких вложениях они приносят большой доход. Из одного килограмма сахара можно сделать огромное количество сладкой ваты. Батут стоит около 10 тыс. руб., а один сеанс прыжков - 100 руб. Одним словом, предоставление мелких услуг - это прекрасная возможность для приобретения начального капитала и получения опыта в бизнесе.
- Но люди сейчас сокращают расходы. Готовы ли они тратить деньги на игры, незначительные покупки, если на еду не хватает?
- Независимо от ситуации в экономике, люди будут «покупать» настроение. Начинающим бизнесменам стоит обратить внимание на то, что люди никогда не перестанут тратить деньги на отдых.
Отличное время
- А более серьезные сферы для бизнеса пермяки выбирают?
- Да, но реже. Услуги по ремонту, изготовлению, монтажу я бы поставил на третье место после IT и мелкого бизнеса. Например, один из резидентов нашего бизнес-инкубатора сам делает светодиодные светильники с низким потреблением электроэнергии. То есть он монетизировал свою разработку. Такие направления менее популярны, так как здесь уже нужны специальные навыки. И затрат больше. Прибыль приходит не сразу, но зато она может быть довольно большой.
- Кризис - сложное время для начала своего дела?
- Это отличное время! Один мой знакомый, успешный коммерческий директор компании, говорит, что всегда ждет таких трудных времен, так как они дают дополнительные возможности.
Не стоит сразу вкладывать большие деньги в крупные проекты. Чтобы вы смогли почувствовать психологию клиента и понять, как продавать товар, надо попробовать основать небольшое дело. Начинающие предприниматели часто совершают одну и ту же ошибку - они считают, что если какая-то сфера очень востребована среди бизнесменов, то идти туда не стоит. Тем временем, для начинающих - это самое то, так как спрос уже есть.
Если нужны деньги, то их тоже можно найти. Например, дважды в год в Перми проводится конкурс «Умник» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В рамках этого конкурса на реализацию своих проектов можно получить до 400 тыс. руб. А в случае успешного продолжения проекта и выхода на конкурс «Старт» - до 1 млн руб. Также различные виды субсидий предоставляют краевой центр занятости, Министерство сельского хозяйства.
Подводя итог, хочу сказать, что кризис у людей в голове. Если не бояться, то все получится.