Примерное время чтения: 5 минут
249

Чем ракета отличается от дома? О законодательстве в сфере ЖКХ

Жилой дом - сложнейшее инженерное сооружение. И управление им требует специальных знаний.
Жилой дом - сложнейшее инженерное сооружение. И управление им требует специальных знаний. / Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Досье
Олег Смирнов. Родился в 1958 г. на Украине. Окончил Рижское военное училище и военную академию в Москве. 25 лет отслужил в Ракетных войсках стратегического назначения Советской Армии. Работал в департаменте жилищно-коммунального хозяйства Перми и Министерстве строительства и ЖКХ края. Женат. Две дочери и внук.
Почему районные администрации уходят от вопросов, которые могут решить? Об этом мы поговорили с нашим экспертом Олегом Смирновым, руководителем рабочей группы по ЖКХ Общественной палаты Пермского края.

Что порекомендовать чиновникам?

Татьяна Плешакова, «АиФ-Прикамье»: Прежде чем стать чиновником, вы много лет служили в армии. Как кадровый военный переквалифицировался в специалиста по коммунальному хозяйству?

Олег Смирнов: Армии я отдал 25 лет. Служил в Ракетных войсках стратегического назначения. Конечно, когда мне предложили поработать в городской администрации специалистом жилищно-коммунального хозяйства, сначала заволновался. Правда, в ракете тоже есть насосы, трубопроводы. Но сколько же там отличий от многоквартирного дома! Даже терминология совсем другая. Признаюсь, первые полгода мало что понимал. Но если я тщательно не разобрался в том, чем занимаюсь, чувствую себя неуютно. Поэтому для начала прочитал несколько справочников по управлению домами. А когда приходил на объекты, просил поводить меня по подвалам и бойлерным. Не стеснялся спрашивать.

– Чем вы будете заниматься в Общественной палате?

– В её состав вошли опытные специалисты практически всех направлений отрасли: управление домами, капитальный ремонт, тарифообразование, поддержание в рабочем состоянии инфраструктуры и т.д. Задача группы – проводить экспертизу нормативно-правовых актов и вырабатывать рекомендации органам власти по повышению качества обслуживания  жилья. Кроме того, буду консультировать население. За последние пять-шесть лет законодательство в сфере ЖКХ сильно поменялось. Единицы специалистов способны разобраться в особенностях постановлений. Бывает, приходит человек на консультацию – и сразу видно, что он в течение двух-трёх лет прошёл все инстанции: и инспекцию жилнадзора, и прокуратуру. Но пытается перескочить через УК. 

– Не доверяет своей компании?

– Первая причина – люди хотят решить проблему административным путём. Это ещё с тех времён, когда не было УК. Шли в районную администрацию, глава района давал команду, скажем, отремонтировать крышу. А вторая – неумение компаний работать с населением. Им следует на собрании показать бюджет дома – сколько мы начисляем, сколько собираем. Определить, что главное. Поэтому будем  проводить плановые семинары для работников УК и ТСЖ. Попытаемся объяснить все тонкости управления многоквартирным домом.

Почему закрылись консультации?

– Почти десять лет идёт реформа ЖКХ. Почему до сих пор в ней много непонятного?

– К сожалению, правила игры постоянно меняются. Когда я ещё работал в департаменте ЖКХ администрации Перми, депутаты гордумы активно поддерживали создание консультационных пунктов при территориальных органах самоуправления. Там, где эту работу провели, особенно в Мотовилихинском и Свердловском районах, жалоб на услуги ЖКХ практически нет. Люди понимают, за что они платят. В течение двух-трёх лет мы работу этих консультационных пунктов наладили. Процесс  пошёл. 

– А почему сейчас всё это завяло?

– Не хватает политической воли у власти. Взять хотя бы проведение общедомового собрания. Кажется, это просто. А на самом деле – надо уметь правильно написать повестку дня, составить протокол, подготовить уведомления. Сейчас некоторые депутаты и главы районов стараются эту систему поддерживать, но разовыми мероприятиями.

За что отвечают собственники?

– Выходит, собственники жилья ещё не созрели для управления своими домами?

– Мы всё время ругаем собственников, имея в виду жителей. Но каждый из нас занят на основной работе. Смысл управления домом начал теряться. Если мы не можем это делать, мы нанимаем УК. И за наши деньги просим те или иные работы выполнить. Но у нас есть ещё муниципалитеты, в собственности которых 20-30% жилья. Там есть чиновники, которые получают зарплату. У них такие же права, как и у всех других собственников. Но таких фактов, чтобы где-то муниципалитеты активно инициировали процессы управления домом, нет. Когда начинаешь разбираться с жалобами жителей, то оказывается, что основную массу вопросов можно решить на уровне УК, районной администрации.

– Вам не кажется, что государство всё больше и больше ответственности перекладывает на плечи людей: управление домами, капремонт, а теперь ещё и вывоз мусора?

– Да, реформа ЖКХ это предполагала с самого начала. Но ещё в 90-е, когда только начинался эксперимент с управляющими компаниями, были видны недоработки этой системы: лазейки в законодательстве, позволяющие выводить деньги, безответственность УК. Мы много лет чувствуем, как нас лихорадит по работе фонда капремонта. Потому что многие вопросы не продумали. Но если на организацию капремонта государство нам даёт деньги и контролирует их расходование, то с новой системой вывоза мусора, поверьте, будет ещё больше проблем. С капремонтом ещё можно подождать, а мусор нужно выносить каждый день.

Ту систему, которую в течение года разрабатывали учёные политехнического университета по сбору и переработке мусора, новое правительство положило под сукно. А для создания новой системы времени не остаётся.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах