Первые представители народов Кавказа появились в Прикамье в XIX в. Это были беженцы и трудовые мигранты из Средней Азии и Закавказья. О выходцах из Дагестана в первой переписи даже не упоминалось.
В принципе, дагестанцы – условное название коренных жителей, населяющих Дагестан. Это аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы, табасаранцы и другие народы. В русской дореволюционной литературе их обозначали общим названием – лезгины. О происхождении лезгин ходит множество версий. По одной из них они произошли от внука самого Ноя, спасшегося от потопа. Впервые Дагестан как административно-территориальная единица возник после Кавказской войны, в 1860 году. В его состав вошли все горские народы Дагестана, а также жители равнин – кумыки.
Одевал и кормил лесников
«Дагестан – самая многонациональная из всех бывших республик Советского Союза, – рассказывает председатель общины дагестанцев Пермского края «Ватан» Идрис Ахмедов. – У нас проживают 14 коренных национальностей. А если взять все даже самые малочисленные народы республики, то их насчитывают 87. Я, например, отношусь к кумыкской нации. До революции национальным языком республики был кумыкский язык, который относится к тюркской группе. В царской России в Ростове была школа, где изучали кумыкский язык. «Ватан» в переводе с тюркского означает Родина. Община дагестанцев в крае – самая молодая из пермских национально-культурных общественных организаций. Её создали в декабре 2012 года. По данным переписи населения 2010 года, в Пермском крае 1348 выходцев из Дагестана».
Идрис Ахмедов приехал в Пермскую область в 1982 году по распределению после окончания факультета советской торговли Дагестанского госуниверситета. Он получил специальность «Товаровед и организатор торговли продовольственными товарами». Его назначили начальником отдела рабочего снабжения (ОРСа) Кормовищенского леспромхоза в Лысьвенском районе. К слову, он был самым молодым руководителем подобного подразделения в Прикамье. Ему было тогда 24 года.
Татьяна Плешакова, «АиФ-Прикамье»: До этого вы не бывали в наших краях?
Идрис Ахмедов: К тому времени я уже весь Урал объездил. Сразу после школы окончил строительно-гидромелиоративный техникум. Отец работал в Дагпотребсоюзе. И я помогал ему, ездил по его поручениям по всей стране.
– Как у вас пошли дела в ОРСе?
– Мне очень нравилась эта работа. По сути, я одевал и кормил сотрудников объединения Лысьвалес. Чувствовал свою ответственность перед людьми. Наш ОРС входил в тройку лидеров по показателям товарооборота в Прикамье. А я был в кадровом резерве ЛесУРСа. Проработал начальником ОРСа до 1991 г. К тому времени подросли дети. Мы с женой хотели дать им хорошее образование, поэтому решили перебраться в Пермь. Я перевёлся в Леспром. Стал работать на домостроительном комбинате. А потом, когда Союз распался, мне предложили на Краснокамском бумкомбинате должность заместителя гендиректора.
– Удалось дать хорошее образование детям?
– Да. У меня трое сыновей, они получили высшее образование. Старший окончил горный факультет политеха. Средний получил IT-образование в госуниверситете. Младший окончил строительный факультет того же политехнического университета. Старшие по приглашениям уехали в Питер. Младший собирается переехать в Москву. К сожалению, молодёжь считает, что в Перми нет перспектив для развития.
Защитники слабых
– Расскажите о национальных особенностях вашего народа?
– Если говорить о воспитании детей, то мы стараемся привить им уважительное отношение к старшим и к женщинам. Например, в Махачкале вы не услышите мата, потому что он оскорбляет женщину. В автобусе, даже если заходит девочка, мужчины уступят ей место. В Дагестане нет домов престарелых и детских домов. Если умерли родители ребёнка, его берут в семью родственники. Заботятся и о пожилых. В наших семьях обычно много детей. Старшие, когда вырастают, уезжают из дома, строят для своих семей дома. А младшие остаются с родителями и ухаживают за ними до конца их жизни. И, конечно, с малых лет воспитывается любовь к Родине. По количеству Героев Советского Союза, получивших это звание в годы Великой Отечественной войны, из всех бывших республик Дагестан стоит на первом месте – 56 Героев. И это объяснимо. У нас воины воспитывались исторически. Страна маленькая. Вокруг располагались более крупные империи: Персия, царская Россия, Османская империя. Приходилось защищать наши территории и семьи. Черта защитника у нас очень развита.
В Дагестане нет домов престарелых и детских домов. Если умерли родители ребёнка, его берут в семью родственники.
Возвращение к корням
– За столом женщины сидят отдельно от мужчин?
– В семье моих родителей не было такого. Но если в гости приходили одни мужчины, то и за столом были только мужчины. Если же они приходили с жёнами, то застолье было общим. Детей за общий стол никогда не пускали. Им накрывали в другом помещении, чтобы не слушали разговоров взрослых.
– В Дагестане женщины никогда не носили хиджаб или паранджу. В Махачкале можно встретить женщин в хиджабах, т.е. они с ног до головы укутаны в чёрные одежды, но лица открыты. Для женщин есть ограничения в одежде. Например, руки и шея должны быть закрыты. Но чаще всего так они ходят в мечеть. А дома одеваются по-светски.
– А как сидят за свадебным столом?
– Если столы накрывают во дворе, то там сидят все вместе. А если в помещении, то накрывают столы для молодёжи, для женщин и мужчин отдельно. Вообще раньше свадьбы проходили интереснее. Начинали праздновать с пятницы. Сначала накрывали столы в доме родителей невесты. На другой день праздничный кортеж жениха ехал забирать невесту. Обязательно был положен выкуп за неё. Сейчас свадьбу проводят в любой день недели. И всё делается значительно проще, чем раньше.
– Как хороните умерших?
– Хоронят обычно человека там, где он родился. Если, скажем, кто-то из выходцев из нашей республики умер на Урале, тело его отправляют на родину. Но в основном представители старшего поколения нашей нации живут в Дагестане. Сейчас, когда мои сыновья выросли и начали улетать из родного гнезда, мы с женой тоже подумываем о возвращении к своим корням. Хотя за сорок лет Пермский край стал для нас близким и понятным. Это наша вторая родина.
Рецепт дагестанской кухни. Хинкал дагестанский
Путать дагестанский хинкал с грузинскими хинкали не стоит. Состав продуктов очень схож, но способ приготовления и подача к столу имеют существенные отличия. Основой дагестанского хинкала является кефирное тесто и насыщенный бульон с мясом.
Для теста потребуются: кефир, мука и соль. Бульон приготовим говяжий. Дополнить блюдо можно чесночными соусами. Для их приготовления нужны: сметана, томатная паста и чеснок.
Кусок говядины без кости отправляем в кастрюлю. В течение двух часов варим бульон. В процессе снимаем накипь и добавляем соль. Бульон должен получиться достаточно солёным, потому что хинкалинки будут пресными.
Для белоснежного теста берём кефир, постепенно добавляем муку, замешиваем эластичный колобок (как на пельмени). Тесту требуется часовой отдых в прохладном месте. После этого оно станет волшебно нежным и эластичным – таким, как нужно.
Готовую говядину извлекаем из кастрюли с помощью шумовки, а бульон при надобности процеживаем.
Отдохнувший колобок теста разделяем на два куска. Так будет удобнее его раскатать.
Каждый кусок раскатываем в пласт толщиной не менее 5 мм. Формируем хинкалинки ромбиками или треугольниками. После чего опускаем их в бульон и варим до тех пор, пока они не всплывут (но не менее 5 минут). Варёный хинкал увеличится в объёме до характерной пышности. Чтобы она не ушла, готовые хинкалины сразу протыкают зубочисткой.
Фишка блюда кроется в подаче, обязательным условием которой являются ароматные чесночные соусы: сметанный и томатный. Чеснок лучше пропустить через мелкую тёрку или измельчить чеснокодавкой.
К столу дагестанский хинкал, дополненный соусами, подают в горячем виде. В отдельной пиале – насыщенный хинкальный бульон. Приятного кавказского обеда!