Демилитаризация по-пермски. Какова судьба бывших военных объектов?

У нас как в той песне: «До основанья, а затем…» - затем места, откуда ушли служивые, могут годами пустовать, здания и сооружения - ветшать, брошенное имущество - растаскиваться.

   
   

Благодатное место

Так было, например, с Пермским авиатехническим училищем. Выпустившее более 46 тыс. классных специалистов, в том числе воевавших в Великую Отечественную, исполнявших интернациональный долг во Вьетнаме, Афганистане, на Ближнем Востоке, в 90-е оно закрылось. До сих пор окна большинства его прекрасных корпусов либо зияют пустыми глазницами, либо заколочены досками. Перекрытия рушатся. Крыши текут. В озерце у самого КПП спокойно плещутся стаи диких уток. Лишь небольшой пятачок занят институтом Федеральной службы исполнения наказаний и школой допрофессиональной полицейской подготовки. А место благодатное! 

- Мы, ветераны, уж и к властям обращались, и к различным военно-патриотическим организациям, а всё без толку, - сетует Николай ПОДПРЯТОВ, подполковник, бывший преподаватель училища.    

Кузница лётчиков и инженеров-ракетчиков - ВКИУ - внешне по-прежнему выглядит величественно. На фронтоне сохранились барельефы, у главного входа - статуи пилота и красноармейца. Внутри же - как в Ноевом ковчеге: офисы, магазинчики, складовушки…  Собственники и арендаторы своё обихаживают. «Ничьё» - в запустении. Одно время планировалось, что комплекс ВКИУ займёт Академия государственной службы, немалую часть обучающегося контингента которой составляют силовики. Но всё заглохло. 

ВАТУ находится в руинах Фото: АиФ-Прикамье / Аркадий Константинов

Кто осваивает запущенное?

Активно осваивается территория «Красных казарм». О воинском прошлом напоминают гарнизонные прокуратура, трибунал, прачечная. А ещё развалины гауптвахты и обломки памятника Ильичу. Только собиратели «экспонатов» советской эпохи посещают городок призраков на Голом Мысу. Передислоцировали оттуда артиллеристов-самоходчиков - и прости-прощай.

Ещё хуже обстоят дела в глубинке. Взять хотя бы территорию ракетного дивизиона (в/ч № 2860), с 50-х до 90-х гг. располагавшегося близ п. Стряпунята Краснокамского района. Его раздербанили так, что остались только руины да врытая в землю огромная ёмкость с остатками горючего. К ней тянутся свежие подкопы: кто-то пытался добраться до задвижки, чтобы поживиться. Для отставного полковника Николая Котова, бывшего командира части, всё это не просто ностальжи - боль неизбывная за развал того, чему служил верой и правдой. Минобороны передало землю районной администрации. А у той ни идей, ни денег, чтобы рачительно освоить доставшееся. 

Вроде бы грех жаловаться обитателям Марковского - бывшего военгородка расформированной 16-й танковой дивизии, что под Чайковским. Отличные дома-многоэтажки, клуб, садики... Но работать там негде. В город не наездишься - далеко и дорого. Вдобавок «подарок» подкинули - краевой туберкулёзный диспансер. Вокруг же немерянные гектары изъезженных гусеницами, усеянных воронками земель. Молодёжь уезжает. Участь остальных - коротать свой век, не имея обнадёживающей перспективы.

   
   

Эх, плохие мы наследники - и былой воинской славы, и оставшегося от воинов имущества. 

Смотрите также: