Директорское кресло Андрей Деньгин занял два года назад. Мягкое оно или нет, понять не успел. Он успел много чего другого.
Поменял протекающую кровлю размером с футбольное поле. Отремонтировал фойе, коридоры, учебные аудитории. Заменил больше сотни старых окон на пластиковые. Провел полную компьютеризацию колледжа. Начал и завершил процесс объединения колледжа с профессиональным училищем... И даже запустил золотых рыбок в бассейн с фонтаном. Когда уж тут расслабляться в кресле.
Умеренный оптимист
Вся сознательная жизнь Андрея Деньгина – это поиск. Самого себя. Места в этой жизни. Смысла своего существования. Самоедством не занимался. Но поступал частенько вопреки логике. Не обремененный математическими способностями, он в десятом классе самостоятельно занялся изучением точных наук. Настолько удачно, что поступил в Томский институт автоматизированных систем управления радиоэлектроники.
Вячеслав Бураков, «АиФ-Прикамье»:- Андрей Борисович, трудно было чистой воды гуманитарию учиться в техническом вузе?
Андрей Деньгин: - В нашей группе было 23 золотых медалиста. И два, мягко говоря, не вундеркинда. Я в том числе. Жутко интересное время. Это я помню. Так же хорошо помню теорию вероятности и методы анализов случайных процессов. Жизнь вообще – цепочка случайностей. А трудности, даже если они и были, выветрились из памяти. Так и должно быть. Иначе они нагромоздятся горой. Начнут давить. И можно стать отпетым пессимистом.
- А вы, значит, отпетый оптимист?
А.Д.: - Ну, не до такой степени, когда пессимист видит на кладбище кресты, а оптимист плюсы, но верить в лучшее стараюсь.
- И что, никогда руки не опускались?
А.Д.: - Опускались. Но я их тут же подымал.
- Например?
А.Д.: - Было страшно обидно, когда весь наш курс после года обучения забрали в армию. И это притом, что у нас была военная кафедра. Кому-то там наверху пришла в голову мысль усилить вооруженные силы студентами-очниками. И усилили. Первый и последний раз, кстати. Но этот раз достался мне. Начало службы в танковых войсках под городом-героем Ленинградом тоже не предвещало ничего хорошего. К нам, вчерашним студентам, подошел сержант и сказал: «Пацаны, у вас мозги пока еще работают. Напомните мне, что такое синус». У меня тут же появились нехорошие мысли: «А не превращусь ли я через пару лет в вояку с двумя извилинами». Но, слава богу, к дембелю все мои извилины оказались целыми, иначе – прощай, учеба.
Думать полезно
Армия изменила внутренний мир Андрея. Он не только возмужал. Появилась уверенность, умение определять для себя главное. Если на первом курсе в зачетке студента Деньгина были в основном четверки, то послеармейские сессии сдавались на отлично.
- Вы окончили институт с красным дипломом. Но по специальности не отработали ни дня. Не жаль шести потерянных лет?
А.Д.: - Время было такое – начало девяностых. Все, чему нас учили, вдруг оказалось невостребованным. Но я своим первым высшим образованием горжусь. Ценю его. Не за то, что первое. В Томском институте меня научили включать на полную катушку серое вещество под названием мозг. Научили думать. Не задумываться, а именно думать. Что я и делаю до сих пор. Хорошо подумал – окончил юридический факультет. Подумал еще – и в кармане диплом экономиста. По большому счету, мы учимся всю свою жизнь. У кого-то это получается лучше, у кого-то хуже.
- Почему думающий человек с тремя высшими образованиями осел в Кунгуре, в небольшом и, прямо скажем, не имеющем перспектив городке?
А.Д.: - Я люблю три города в России. Томск за вечную молодость, студенческий характер и высокий интеллект. Санкт-Петербург за строгую русско-европейскую красоту и непоказушную интеллигентность жителей. И Кунгур. Просто так. Я здесь родился. Сюда и вернулся. Родину не выбирают.
- А Москва?
А.Д.: - Москву уважаю, но своим себя в ней не чувствую.
- После возвращения в Кунгур вы шесть лет отработали в школе № 16 учителем физики, информатики и математики. С детьми легко нашли общий язык?
А.Д.: - Я не понимаю педагогов, жалующихся на своих учеников, на отсутствие взаимопонимания и т. д. Проверено на личном опыте, что для нормального контакта с детьми нужны две вещи: искренность и уважение. Дети не терпят фальши. Меня, например, кинули в самое «дикошарое» племяк семиклассникам. И ничего. Выжил. Авторитет заимел. А все потому, что никогда не надевал маску, не подстраивался под настроение ребят. Кстати, неплохим подспорьем в работе педагога может стать юмор. По крайней мере, умение вовремя пошутить и самому оценить шутки своих учеников мне здорово помогло.
Десять заповедей
Года два назад Деньгина остановил сотрудник ГИБДД. Проверил документы, козырнул и сказал: «Хороший вы человек, Андрей Борисович, и хороший учитель физики. Счастливого пути». Получить от своего бывшего ученика такую оценку – чем не бальзам на душу.
- То, что вы сотворили с колледжем за столь короткий срок, дорогого стоит. Как вы думаете, лет через 20 бывшие ваши студенты скажут при встрече что-то подобное?
А.Д.: - По правде говоря, мне было бы намного приятнее сказать хорошие слова своим бывшим студентам. Мол, классным ты стал специалистом, Петров. И человек прекрасный. Но если случится наоборот – я тоже не против. Доброе слово и кошке приятно.
- А вы по натуре добрый человек?
А.Д.: - Я добрый. И незлопамятный. Но если меня ударить по одной щеке, вторую я не подставлю. Дам сдачи. Еще и с коэффициентом усиления.
- Что вы вкладываете в понятие «вечные ценности»?
А.Д.: - Наверное, то же, что и любой нормальный человек. Нет в мире ничего более ценного и тем более вечного, чем десять заповедей. Если проще и конкретнее, то для меня очень важно жить в гармонии с окружающим миром и самим собой. И главное – чтобы мои близкие были здоровы и счастливы.
- А вы много знаете людей, живущих по заповедям Божьим?
А.Д.: - Я не знаю. Но ведь для того и существует понятие греха. Человек грешен по своей природе. Важнее другое. Насколько человек раскаивается в своих грехах. И насколько он искренен в своем раскаянии. Абсолютно белых или черных людей не бывает. Мир не идеален. Он многогранен и многоцветен. От соткан из противоречий, из борьбы добра со злом. Но преобладают серые оттенки.
- А в вас чего больше: белого или черного?
А.Д.:- Хочется надеяться, что белого.
Смотрите также:
- Фея из Франции. Как девушка из Краснокамска стала хореографом Диснейленда? →
- Мир не белый и не черный. Урок химии Аллы Петровой длится уже 45 лет →
- Психотерапевт Юрий Вагин: «Французы едят жизнь полной ложкой» →