В Перми завершились съемки документального фильма "Вслед за доктором Живаго". Авторы картины - Федор Токмаков и Ольга Красноперова - бывшие пермяки. Работали на пермском телевидении. Последние 14 лет живут в Австралии. Сегодня они - гости нашей редакции.
Деньги на фильм дали бизнесмены
- Расскажите, как вы решили снять фильм о Пастернаке?
Ольга: - В Перми нам подарили книгу Вайсмана "В поисках Юрятина". Прочитали, заинтересовались. Появилась идея снять фильм о пермском периоде Бориса Пастернака.
Федор: - Конечно, нам нужна была поддержка Владимира Абашева, так как он давно занимается этой темой. Ольга встретилась с ним, рассказала о нашей идее. Он нас поддержал. Оставалось ехать по пастернаковским местам и снимать. Но перед этим надо было найти деньги на съемки фильма. Мы обратились в Австралии к бизнесменам - и они нам помогли.
- Австралийцы знают Пастернака, интересуются его творчеством?
Ольга: - Они знают "Доктора Живаго". По фильму, конечно, с Омаром Шерифом. Мы рассказали бизнесменам о Перми. Сказали, что это место, которое описывает Пастернак в своем романе. Что пермский период сыграл решающую роль в творчестве поэта и писателя. Именно в Пермской губернии из всех своих увлечений он выбрал литературу. Ну что ж, сказали бизнесмены, может быть, это интересно...
Федор: - Мы подумали: если австралийцы знают героя известного романа, то будет не лишним узнать им и об авторе этого произведения. Чтобы привлечь внимание зрителей, придумали рабочее название фильма "Вслед за доктором Живаго".
- Где проходили съемки? И какие следы Пастернака сохранились на пермской земле?
Федор: - Мы снимали в Перми, Кизеле, Березниках, Очере, Кунгуре, в Александровском районе - на станции Копи, в Иваке, Всеволодо-Вильве. В романе эти два населенных пункта называются Варыкино.
Ольга: - Во Всеволодо-Вильве сохранился кедр. Есть снимок - Пастернак и управляющий заводами
Б. Збарский сфотографировались на фоне этого кедра. К сожалению, дом управляющего заводами не сохранился. Буквально на днях на этом месте сын Бориса Пастернака - Евгений Борисович заложил камень. Будем надеяться, что со временем дом управляющего Збарского восстановят. Еще во Всеволодо-Вильве сохранились остатки сада, где бывали Чехов, Пастернак.
В Иваке есть камень Шихан, на котором сидел Пастернак.
Кому в Австралии жить хорошо
- Если не секрет, почему вы уехали из России?
Ольга: - Мы уехали в 1992 году. Это было не простое время. Кино везде закрывалось, телевидение разгоняли.
Федор: - На "Ленфильме" я доснял последний фильм. И после этого никакой работы не было. А тут две моих тетушки предложили нам переехать в Австралию. У них там дом, мол, приезжайте и живите. Мы поехали. На новом месте тоже хотел заниматься кино. Но, как потом выяснилось, в Брисбене, где мы живем, кино нет. Пытался устроиться на телевидении. Но поскольку английским в совершенстве не владел, меня и не взяли. Но я не расстроился. Без работы все равно не сидим. Занимаемся туристическим бизнесом, общественной работой, фильмы заказные снимаем.
- Чем вас удивили австралийцы, какие они в общении, в быту?
Федор: - Австралийцы - народ добропорядочный, законопослушный. В отличие от русских живут они обособленно. Сосед с соседом особо не знаются. Утром они будут друг с другом вежливо здороваться, но чисто формально. Спрашивать "как дела?" у них не принято. Это расценивается как вмешательство в частную жизнь. Но если ты обратишься к своему соседу с просьбой, он готов помочь. Ты разрешаешь ему оказать услугу - для него это большая честь.
- Что значит в Австралии быть успешным человеком?
Федор: - Это значит прежде всего иметь бизнес, который приносит большие доходы. А большие доходы - это большие возможности. В Австралии хорошо зарабатывают врачи и адвокаты.
Вообще, там очень высоко оплачивается работа. Вот, допустим, строить свой дом. Стройматериалы стоят копейки, а рабочая сила - очень дорого. В Австралии никто ничего не делает бесплатно. Там лампочку вкрутить стоит 40 долларов. Тем не менее никто не будет это делать самостоятельно - вызовут специалиста.
У соседа до получки не займешь
- А чем вы удивили австралийцев?
Ольга: - Федор лампочки бесплатно вкручивает (смеется). Был случай. Сосед ключи забыл. Сам боится на второй этаж лезть, хотя и молодой. Федя легко залез, открыл дверь.
Федор: - Они мне так были благодарны, словно я совершил что-то необыкновенное. После этого стараются относиться к нам с большим вниманием. Они и раньше были внимательны, но сейчас - особенно.
- А деньги у соседа можно занять?
Ольга: - Нет, у них просто в голове не уложится. Как это - занять? Зачем? Ведь есть же банки! Всегда обращаемся хоть и к безработным, но к своим. Они поймут.
- Чем привлекательна Австралия для эмигрантов?
Федор: - Австралия - очень богатая страна. И благополучная в плане социальной защиты населения. Там нет нищих. Мне тетушка рассказывала: в 80-х годах под мостами спали бездомные. Так волонтеры разносили им одеяла и еду. Сейчас бездомных нет. Если человек не нашел работу, он идет в Центр социальной помощи. Там ему платят
280 долларов в две недели. Но при условии, что за это время он делает пять звонков в поисках работы. Пусть даже эти звонки заведомо бесполезные. Но человек ищет работу, значит, имеет право на пособие.
Ольга: - Когда человек приезжает в Австралию по рабочей визе, ему сразу гарантирована работа. А если он просто решил эмигрировать, допустим, из России, то визу ему дадут только при условии, что он два года сможет прожить на собственные сбережения.
- Скажите, ностальгия вас не мучает?
Федор: - Нет, мы сохранили российское гражданство. И каждый год приезжаем в Пермь. У нас здесь родственники, друзья. Так что особой оторванности не чувствуем.
- Ваш фильм предназначен не только для австралийских зрителей? Пермяки смогут его увидеть?
Федор: - Конечно, российские зрители увидят наш фильм и в первую очередь - пермяки. Произойдет это в конце нынешнего или в начале следующего года.