Примерное время чтения: 7 минут
154

Грузите золото вагонами!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31 02/08/2006

История государства российского хранит немало тайн. Одна из них связана с переправкой золота в 1918 году из Екатеринбурга в Москву.

К лету 1918 года положение большевиков стало сложным. С разных сторон наступали чехи и белогвардейцы. Создать серьезного отпора наступлению не удалось. В результате начался отход красных. Из столицы, сознавая критическое положение на Урале, телеграфируют: "В случае дальнейшего продвижения чехов на Екатеринбург весь золотой запас, платину, денежную наличность немедленно эвакуируйте в Москву под надежной охраной, с вернейшими людьми. Потеря ценностей - удар по совет-ской власти. При перевозе избегайте опасных мест. Возможно преследование. В случае невозможности доставить в Москву - скройте ценности на месте. Организуйте боевую дружину, чтобы оставить ее в тылу чехов для партизан-ских действий и охраны района, где будет спрятано золото. Предцик Свердлов".

Исполнение директивы поручалось председателю Уральского облсовета Александру Белобородову. А комиссаром "золотого поезда" был назначен отозванный из Перми большевик Анатолий Парамонов.

Караул! Деньги увозят!

Исполнение воли центра предполагало сбор драгоценностей, в том числе и вооруженное изъятие банковских запасов, личных вкладов.

В золотосплавочных мастерских нужно было взять примерно 10 тонн золота и платины. Процедура эта прошла для революционеров довольно буднично. А вот с банковской частью операции "Золото" возник ряд проблем.

К примеру, в Сибирском банке Екатеринбурга ценности из кладовых и сейфов вооруженному отряду пришлось захватывать силой. Решительные действия большевиков, однако, не сломили солидарность банковских служащих. Это стало очевидно, когда комиссары прибыли в здание Русско-азиатского банка. Там после телефонного сообщения от коллег всем сотрудникам оперативно выдали денежное довольствие на 6 месяцев вперед. Похожая ситуация сложилась и в последнем, третьем банке.

Вся операция по сбору и доставке денег на перрон вокзала заняла день. Отряд, который колесил по Екатеринбургу и зачищал банки и сейфы, состоял из 30 бойцов, причем наполовину из большевиков и левых эсеров. До радикального раскола между этими политическими союзниками оставалось чуть больше месяца. А пока на подъездных путях товарного двора железнодорожной станции Екатеринбурга размеренно фыркал паровоз марки Н-216. Все ждали самого главного и указаний об убытии.

Ближе к полуночи верхом на лошади во двор въехал А. Белобородов. Коротко сказал комиссару поезда: "Не мог раньше. Наделали мы с тобой делов. В городе паника, везде кричат: "Большевики падают - деньги увозят". Немедленно выезжай, а то будет поздно".

Осталось определиться с маршрутом "золотого поезда". Вариантов железнодорожных сообщений до Перми и далее три: Горнозаводское (Невьянск - Н. Тагил), Лысьвенское (Кын - Лысьва) и главная ветка (Кузино - Кунгур).

Первоначально планы складывались в пользу горнозаводской ветки. По предварительной оценке появление неприятеля там было минимальным. Однако революционное чутье подсказало председателю облсовета другой путь - по главной ветке. Как оказалось, это решение было верным. На железнодорожной станции в Невьянске вооруженная группа правых эсеров устроила засаду. Да только ничего не нашла. Белобородов их перехитрил. Вагон с уральским миллиардом двинулся в путь по главной ветке. Без остановок. На Москву.

Состав наделал на дороге много шума

Директива Якова Свердлова четко обозначила конечный пункт назначения - Москву. Но практика уральских большевиков показала, что в длинном и совсем не простом тысячекилометровом пути все может случиться. Поэтому Белобородов решил подстраховаться. В беседе с глазу на глаз он поручил комиссару поезда в случае реальной опасности спрятать золото в Кизеловском районе. Разрушенных и заброшенных шахт там хватало. Пока это был запасной вариант. Надеялись все же прорваться в столицу. Поначалу все складывалось относительно благополучно: миновали Пермь, Вятку.

Еще часов 6 езды - и Ярославль, а там и до Москвы недалеко. Станция Буй - послед-няя перед старинным городом Ярославлем. Издалека виден белый корпус вокзала. У коменданта станции комиссар поезда неожиданно узнает новость: "В Ярославле 7 июля идет бой с эсерами". Все - опасность, полный ход назад! И "золотой поезд" без остановок рванул назад в Пермь, к своим. Состав из четырех вагонов на железной дороге наделал много шума. На всякий случай его решено было остановить в Вятке. Для этого железнодорожники на рельсы положили петарды, а на запасной путь для устрашения поставили бронированную площадку. Но не тут-то было! Даже красный семафор не останавливал отчаянных революционеров с уральским золотом. Четыреста пятьдесят верст от Вятки до Перми пролетели хоть и быстро, но все-таки тревожно. На рассвете 8 июля (21-го по новому стилю) поезд буквально влетел на станцию Пермь.

Комиссар "золотого поезда" Парамонов немедленно отправился в штаб, который помещался в бывшей духовной семинарии (до недавнего времени высшее военное командно-инженерное училище ракетных войск, улица Орджоникидзе, 12).

По телеграфу срочно связался с Екатеринбургом и доложил Белобородову о том, что прорваться в Москву с грузом не удалось. Тогда и решено было воспользоваться запасным вариантом. Место хранения, как и предполагалось, выбрали на территории Кизеловского района, в шахте.

Была шахта Княжеская, стала золотая

В Перми по политическим опасениям была оставлена часть вооруженной охраны - левые эсеры. На задание по захоронению золота отправились только семеро большевиков.

Паровоз один за другим берет высокие подъемы. Мелькают станции Комарихинская, Калино, Чусов-ская. Но вот и конечный пункт - Кизел. На перроне прибывших поджидает Анатолий Калашников. Он только что вернулся из Екатеринбурга от А. Белобородова и знал о партийном задании хорошо. Калашников - профессиональный революционер. Молодой, ему 26 лет, но уже имеет опыт нелегальной работы, к тому же знает, как изготовить самодельное взрывное устройство - и этот навык вскоре ему пригодится.

Комиссар поезда А. Парамонов и А. Калашников почти два часа идут по лесу. Вот и шахта Княжеская. Здесь можно надежно спрятать золото. Как опытный взрывник А. Калашников предлагает после окончания работ взорвать свод с двух сторон саженей на десять (21 метр).

Решено - за работу! Семеро человек долго перетаскивали поклажи с драгоценными металлами. Наконец, все. Как салют звучат два финальных взрыва под землей. Клад закопан.

Поступил приказ "Отставить!"

Едва участники экспедиции вернулись на кизелов-ский вокзал, как появился гонец с телеграммой из Екатеринбурга. Текст гласил: "Комиссару Парамонову. Кизел. Восстание подавлено. Путь в Москву свободен. Соблюдая необходимейшую предосторожность, руководствуйтесь первоначальным планом. По линии дан приказ всем воинским частям быть в вашем распоряжении. Белобородов".

"Что за чертовщина! Теперь хоть месяц рой, не выроешь",- сказал Парамонов и пошел на телеграф. На бланке он написал только одно слово: "Поздно".

В тот же день, 21 июля (по новому стилю) состав прибыл на станцию Пермь I. Вторая часть детективного сюжета "Золотой поезд" завершилась.

В эти же дни в Москву приезжает из Екатеринбурга комендант ипатьевского дома и один из участников расстрела последнего царя Николая Романова и членов его семьи с прислугой Яков Юровский. После доклада Я. Свердлову и Ф. Дзержинскому именно Юровскому с группой товарищей поручают доставить екатеринбургское золото в столицу.

5 августа (по новому стилю) поздно ночью Юровский, его жена Муся, дочь Римма, сын Александр и еще один участник расстрела царя в Екатеринбурге Григорий Никулин участвуют в погрузке в вагоны бесконечных холщовых мешков с золотом, серебром и платиной. Закрыты двери вагонов, заряжено оружие. Машинист дал полный ход.

Итоги

Задание по эвакуации екатеринбургского золота выполнено. Но судьбы героев этой истории сложились драматично. В лагерях отсидели срок А. Калашников и А. Парамонов.

А с Александром Белобородовым обошлись более жестоко. Он был расстрелян в 1938 году с клеймом врага народа.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах