За развитием событий в Березниках следит лично Владимир Путин. губернатор Олег Чиркунов отчитался перед полпредом президента в Приволжском федеральном округе Александром Коноваловым по ситуации, возникшей из-за аварии на Первом руднике ОАО "Уралкалий".
На встрече обсуждался вопрос переселения жителей Березников, чьи дома попадают в зону возможного оседания грунта. А также о ходе строительства шестикилометрового железнодорожного обхода опасного места.
Деньги для выкупа квартир в размере 418,3 млн рублей перечислены 370 собственникам из 400. Проблему с жильём уже решили 318 семей.
- Все мероприятия, запланированные в Березниках, будут выполнены краевой властью в обозначенные сроки. Правительство России выделило на ликвидацию последствий аварии более 1,8 млрд рублей, из которых большая часть освоена, - отметил Александр Коновалов.
Цена квадратного метра в малоэтажном жилье, которое строится на правом берегу Березников, установлена в размере 23 900 рублей. До 25 ноября в микрорайоне Усольский возведут 40 домов.
Шестикилометровая обходная железнодорожная ветка будет построена до 1 января 2008 года. Хотя есть и проблемы. По словам губернатора, большая часть строящейся трассы проходит по территории городской ТЭЦ-10, которую придётся перенести в более безопасное место. Из-за этого часть сооружений ТЭЦ должна быть сначала демонтирована, а потом построена на новом месте. Стоимость работ специалисты оценивают в пределах 315 млн руб. Расходы энергетиков за перенос производства возместит компания "Российские железные дороги". Часть затрат взяли на себя собственники ТЭЦ-10. Они уже перенесли с территории ТЭЦ за свой счёт ветку газопровода.
Сейчас же все грузовые поезда движутся по резервной 800-метровой ветке. Составы с опасными грузами контролируют дежурные аварийно-спасательных отрядов.
Расстояние до построенной резервной железнодорожной ветки - 115 м. Сейчас провал расширяется в сторону резервного участка.
НЕМНОГИЕ знают, что в 1995 году такая же авария на 2-м руднике "Сильвинита" не закончилась катастрофой лишь по счастливой случайности. Официальная история Соликамска трактует это событие, как землетрясение, результатом которого стал провал грунта на глубину 4 метра. На самом деле провал спас рудник от затопления, поскольку произошёл в зоне мощного пласта глины, ставшего своего рода пробкой, прочно закупорившей брешь в недрах. По словам заместителя генерального директора по научной части пермского ОАО "Галургия" Юрия Ольховикова, учёные поняли это сравнительно недавно, причём единого мнения нет до сих пор.
- Юрий Петрович, а под Березниками сейчас что происходит?
- Увы, это можно только предполагать, поскольку после аварии туда и раньше-то можно было попасть лишь по самой крайней необходимости, а теперь вода появилась уже в шахтных стволах, и доступ на 1-й рудник вообще закрыт. Хотя, как мы рассчитываем, вода заливает выработки, постепенно поднимаясь по гипсометрии (изогипсы - линии равных высот. - Ред.) с нижней, юго-западной части шахтного поля.
Всего ей предстоит заполнить более 80 млн м3 пустот, а нынешний приток - около 10 тысяч м3 за час. Поскольку вода почти пресная, то она, естественно, растворяет соляные породы, а соответствующие службы "Уралкалия" пытаются сгладить этот процесс, закачивая под землю огромные объёмы рассола из солеотходов. Но разгул стихии можно только замедлить, а так есть достаточное понимание того, что 1-й рудник потерян навсегда.
- Но откуда вода-то появилась?
- Она была там миллионы лет: над соляной залежью - целое море. Над верхним, покровным пластом каменных солей - так называемое соляное зеркало. Рассольный горизонт, рассольная линза, чем выше - тем преснее, и эта жидкость мигрирует. Мы знаем, что её много, поэтому стволы проходим методом замораживания: делаем лёдо-породное ограждение и только после этого начинаем проходку. И наличие огромного количества воды - это для калийных месторождений такое правило, для которого я, скажем, исключений не знаю.
Более того, попадание воды в любой соляной рудник предполагается всегда. Это может произойти, когда угодно, и никто в мире никогда не даст гарантию, что на каком-нибудь месторождении этого не случится. Особенно, если речь идёт о таком огромном, как наше - Верхнекамское. 125 км - протяжённость с юга на север, 50 - с запада на восток, а между разбуренными скважинами - тоже километры. Какие нюансы мы ещё не знаем, какие сюрпризы заложены природой в глубине недр? Ведь она создавала это не по чертежам, и в отдельных точках могут быть такие аномалии, о которых мы и подозревать пока не можем.
- Что же делать?
- Продолжать заполнять пустые выработки солеотходами. Продолжать исследования. Не жалеть ни на то, ни на другое средств. Ведь пытаясь понять подземные процессы, мы учимся ими управлять. А такое знание позволит если и не избежать будущих аварий, то, во всяком случае, даст шанс быстрее и эффективнее справляться с их последствиями.