5 августа в Октябрьском районе состоялось очередное выездное заседание Совета представительных органов муниципальных образований Пермского края. Основная тема обсуждения - реализация Закона "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Пермской области по созданию и организации деятельности административных комиссий".
Обновлённый и максимально подогнанный под мерки муниципалитетов Закон об административных комиссиях работает в нашем крае с 1 января 2008 года. Согласно ему, поселения с численностью населения свыше трёх тысяч жителей получили право создавать административные комиссии.
Полгода - срок вполне достаточный, чтобы оценить коэффициент полезного действия закона. Имея живые примеры с мест, легче разобраться в том, насколько эффективно используют поселенческие комиссии своё право выявлять административные нарушения, а при необходимости - и наказывать виновных.
Кадровый голод
Итак, что же "кое-где у нас порой" тормозит превращение закона в реальный инструмент для поддержания порядка на наших улицах, дворах? По мнению большинства членов Cовета, основная причина кроется в отсутствии юридически грамотных, подготовленных специалистов.
В первую очередь кадровый голод испытывают сельские поселения. Особенно остро стоит вопрос о подготовке секретарей административных комиссий. Кстати, на нехватку кадров сетовали не только провальные территории, но и успешные в плане реализации закона поселения.
Как говорится, за что боролись, на то и напоролись. Свежи ещё в памяти времена, когда муниципалы жаловались на недостаток полномочий. С принятием закона о местном самоуправлении полномочия территории получили. Даже с избытком. На примере Закона об административных комиссиях выясняется, что полномочия есть, а исполнять их некому.
По словам спикера краевого парламента Николая Девяткина, проблема с кадрами существует. Но она не из числа тупиковых. Законодательное собрание готово подключиться к её решению. И в плане консультаций по любым правовым вопросам, и в плане обеспечения методической литературой. И, конечно, необходимо внедрять новые формы обучения для секретарей и членов комиссий.
Со спикером согласились все члены Совета. Такое единодушие объяснимо. За полгода на территории Пермского края в общей сложности было создано полторы сотни административных комиссий. Почти две трети из них работают в поселениях, численность жителей которых ненамного превышает три тысячи человек. То есть там, где зачастую проблематичен сам процесс формирования органов власти.
Поэтому вполне закономерно, что около 30 созданных в 2008 году административных комиссий за полгода работы не рассмотрели ни одного протокола об административных нарушениях. Ровно столько же ими было наложено штрафных санкций.
Перед субвенциями все равны
Из справочных материалов о ходе реализации Закона об административных комиссиях, подготовленных управлением аналитической и законотворческой деятельности аппарата краевого ЗС, видно, что первый шестимесячный блин получился комковатым. С передачей полномочий в районы и поселения показатели деятель.ности комиссий практически не изменились. А порой и снизились.
В Нытвенском муниципальном районе за первую половину 2008 года районной комиссией рассмотрено 44 протокола, наложено 37 штрафов. Для сравнения: за этот же период 2007 года было составлено 74 протокола об административных правонарушениях, вынесено 22 предупреждения, наложено 43 штрафа.
Такая же картина в Берёзовском муниципальном районе. 2008 год - 81 протокол, 4 предупреждения, 66 штрафов. 2007 год - 72 протокола, 18 предупреждений, 58 штрафов.
Из аналитической записки явствует и другое: "Необходимо учитывать, что первое полугодие - это период создания и начала работы админис.тративных комиссий поселений. И делать выводы об эффективности их деятельности пока преждевременно".
В общем, ясно одно. Период адаптации вновь созданных комиссий не может длиться долго. И хорошо, что на выездном заседании основные "трудности" были озвучены и взяты на заметку. К проблемам нехватки специалистов нужно добавить ещё и оплату труда этих специалистов.
Участники выездного заседания время зря не тратили - внесли конкретные предложения по денежному содержанию комиссий. Первый камень преткновения, который они попытались убрать, - поправочный коэффициент, определяющий размеры краевых субвенций, - несправедливо разный для городских, районных и поселенческих комиссий.
Прозвучало и предложение изменить закон, по которому штрафы за административные правонарушения перечисляются в бюджет края. "В этом нет никакой логики, - справедливо заметил председатель административной комиссии Краснокамского района Владимир Ваганов. - Если штрафные рубли пойдут в бюджет поселения или района - по месту работы комиссии, - то отдача от её работы, несомненно, увеличится".
Наверное, краснокамский председатель прав. Стимул - великая сила. Однако строить работу комиссий только на карательной основе было бы в корне неверно.
Надо жить по совести
Одними штрафными санкциями сознание наших граждан не изменишь и совести им не прибавишь. Тем более что правонарушения, попадающие в поле зрения комиссий, носят абсолютно "совестливый" характер. Что чаще всего мы нарушаем? Тишину в ночное время! Правила благоустройства, с расползанием несанкционированных свалок! Содержание домашних животных!
Не надо быть юрис.том, чтобы понимать: это мешает жить окружающим. Для того чтобы соблюдать правые нормы, чаще всего достаточно порядочности и воспитания. И здесь впереди Прикамья всего Усть-Качкинское сельское поселение, отказавшееся от принципа "наказание ради наказания".
Председатель комиссии из Усть-Качки Григорий Тарнавский уверен, что люди сегодня не те, что во времена социализма, когда угрозы и запугивания делали их послушными. Советское законодательство было жёстче, но не дало повсеместного уважения закона.
- Мы делаем упор на профилактике правонарушений, - заявил Григорий Тарнавский. - И очень важно, чтобы комиссия пользовалась у населения профессиональным авторитетом. Кроме того, необходимо привлекать для совместной работы социально активную часть жителей. А именно - учителей, медработников, руководителей предприятий и бизнеса.
Не знаю, применима ли в других поселениях практика торжества профилактики над штрафами, когда для пробуж..дения совести достаточно наказания в виде общественных работ на глазах односельчан. Ведь в Усть-Качке почти треть жителей - это люди, имеющие высшее образование. К тому же благодаря своей компактности и некоторой закры.тости здесь большим уважением пользуется служба участковых.
Но пример для подражания, и очень неплохой, есть. Это отметил и председатель ЗС Николай Девяткин.
- Мы передаём полномочия на уровень муниципальных образований с полным финансированием. И это правильно. Муниципальные власти и жители лучше понимают, как решить ту или иную проблему. Чем больше полномочий, тем больше власти на местах. Мы сегодня услышали ряд предложений по усовершенствованию работы административных комиссий. Для этого и проводилось выездное заседание. К сожалению, большинство комиссий выполняют карательную функцию. Это неправильно. Мне очень понравилось, как выстраивают свою работу некоторые комиссии поселений. Мы обязательно изучим их опыт и сделаем всё для того, чтобы распространить его на всей территории Пермского края.
Фото Игоря КАТАЕВА
Контроль или самоуправство? Разрешат ли пермским думцам «открывать двери ногой»?
Чем пермякам «грозит» мэрство Игоря Сапко
Избиратель – всегда крайний?