Премьера спектакля «Калека с Инишмана» ирландского драматурга Мартина МакДонаха в постановке Заслуженного артиста РФ, Заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата премии Правительства РФ, Национальной премии Чехии, обладателя «Золотой Маски» Сергея Федотова назначена на 21-22 февраля 2014 года.
Пьеса современного ирландского драматурга Мартина МакДонаха будет поставлена в Якутии впервые. За рубежом МакДонаха давно уже называют «Театральной сенсацией Европы!», «Чудом современной сцены!», «Главным драматургом 21-го века!». Российские театры тоже оказались под воздействием макдонаховской магии: всего лишь за восемь лет в России появилось более 100 постановок по его пьесам. Сергея Федотова называют главным специалистом по МакДонаху. Более того - он является первооткрывателем МакДонаха для российской сцены.
Уникальность пьесы «Калека с Инишмана» таится в ярких оригинальных характерах, в виртуозно написанных диалогах, неожиданных ситуациях, которые постоянно держат зрителя в напряжении и, наконец, в особом парадоксальном юморе МакДонаха. Персонажи его существуют в манере и логике, в которых отзываются многие кинематографические традиции. И любимые герои-маргиналы из фильмов братьев Коэнов, и чудаки из фильмов Феллини, и буйные цыгане Эмира Кустурицы. Макдонаховские герои наследуют у этих кинорежиссеров очень сложное для воссоздания на сцене мироощущение – «необычайную детскую наивность» при внешней жесткости, даже брутальности своих героев. Сергею Федотову - одному из немногих режиссеров - удается воплотить на сцене достоверность и жизненность странных макдонаховских «чудиков».
Действие пьесы происходит в 1934 году. Жители ирландского острова Инишман привыкли к неспешному размеренному укладу. Но однажды их жизнь в этом богом забытом месте буквально взрывается из-за грандиозного события: на соседний остров приезжает съемочная группа из Америки, которая снимает фильм о жизни островитян и покажет его во всем мире…. К изумлению всех, сниматься приглашают местного калеку Билли.
МакДонах — автор чрезвычайно яркой, оригинальной и дерзкой формы, но при этом макдонаховскому замыслу соответствует только та постановка, которая строится на тонком психологическом рисунке. Николас Хитнер, первый британский постановщик МакДонаха, заметил, что «только ирландец способен ощутить, что в мире мертво и фальшиво, отсюда и удивительное свойство его драматургии – сопротивляться мертвому и формальному театру». Понимание этого скрытого механизма текстов МакДонаха стало главным секретом ирландских постановок Сергея Федотова. Неслучайно он выбирает форму, в которой важен не акцент на трюковой составляющей или уход в экстремальную эстетику западного театра, а, напротив - предельное внимание к особенностям текста и авторской стилистике, органично сочетаемых с традициями русского психологического театра.