11 марта началась масленичная неделя. Для многих современных людей праздник заключается в том, чтобы вечером, после работы, поесть блинов в кругу семьи и – как максимум – поучаствовать в воскресенье в гуляниях. А наши предки уделяли Масленице намного больше внимания и времени. И многие традиции тогда были другими. К примеру, в некоторых территориях чучело не сжигали, а топили. Об этом в материале perm.aif.ru.
Кто праздновал Масленицу
Для наших предков Масленица была очень важным, ярким и всеобщим праздником, во время которого приветствовали весну.
«В Прикамье её отмечали не только русские, но и коми-пермяки, татары, марийцы. И каждый из народов привносил в празднование какую-то свою этническую специфику. Интересно то, что Масленица ранее продолжалась три недели. Первая была подготовительной (люди строили горки, готовились попрощаться с мясными продуктами в преддверии поста, делали чучела и так далее), а третья – прощальной. Основные гуляния проходили на второй – основной – неделе, у каждого из дней которой были свои характерные особенности и название. Промежуток с понедельника по среду именовали Узкой Масленицей, а время с четверга по воскресенье – Широкими гуляниями», – рассказала perm.aif.ru научный сотрудник музея «Хохловка» Пермского краеведческого музея Анна Назарова.
Первый день основной недели Масленицы называли Встречей. К этому моменту заканчивали строить катушки, начинали готовить праздничные блюда, кататься с горок, обходить дворы в костюмах, устанавливать чучела Масленицы.
Вторник называли Заигрышем. В этот день помимо прочего проводили смотрины невест, чтобы после Великого поста можно было сыграть свадьбу.
Среда была Лакомкой: молодожёны ходили к родственникам, которые были гостями на их свадьбе. На стол подавали блины, оладьи, сырники, сметану и творог. Пекли и шаньги. Визиты не ограничивались застольем и могли сопровождаться играми.
В четверг начиналась Широкая Масленица, которую называли также Разгулом.
«В этот день уже были катания на лошадях. Молодые люди участвовали в кулачных боях. Проводили и другие состязания. Хозяйственные работы старались полностью прекратить. Если с понедельника по среду в празднике участвовала в основном молодёжь, то с четверга – все без разбора. Он становился повсеместным», – рассказывает Анна Назарова.
Пятницу называли Тёщиными вечёрками. Зятья ходили на угощение к матери жены и дарили подарки. Это могли быть деньги, отрез ткани, мыло, платье. Тёща в ответ пекла блины, но могла и вымазать зятя сажей, если не угодил.
В субботу проходили золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала к себе родных мужа, чтобы задобрить их на будущее.
Далее следовало Прощённое воскресенье. Чаще всего прощения у близких просили уже вечером – после церковной службы.
Сжечь или утопить?
Мы привыкли к тому, что в последний день праздничной недели чучело Масленицы сжигают. При этом наши предки практиковали такой способ прощания с зимой редко.
«Чучело сжигали в основном на юге Прикамья. К примеру, в Чердыни его топили, а в некоторых других территориях – разрывали на лоскуты, а потом разбрасывали в поле. Причём Масленицу в Прикамье не везде одевали как девушку. Масленичным чучелом могла быть набитая соломой мужская одежда. А иногда использовали пень, одетый в фуфайку», – рассказывает Анна Назарова.
Уже в советские времена традиции свелись к единому знаменателю. Чучело стали сжигать повсеместно.
Что готовили на Масленицу
Судя по сохранившимся рецептам, раньше в Прикамье на Масленицу чаще всего готовили блины, как и сейчас.
«Но они были не такими, как делают в наши дни. В основном это были блины с припёком. Это когда в тесто добавляют продукты, которые есть в хозяйстве. К примеру, моя прабабушка делала блины с измельчёнными мочёными яблоками. Также в тесто могли добавлять крупы (ячмень, овёс, гречу), которые предварительно замачивали в воде. Кстати, у коми-пермяков до сих пор популярны крупяные шаньги. Блины раньше были больше похоже на оладьи. Тогда было совсем другое понимание продуктов», – говорит Анна Назарова.
Как катались с горок
С горок в старину катались всю праздничную неделю. Это делали не только дети, но и взрослые.
«С этим развлечением было связано немало традиций и примет. К примеру, считалось, что чем дальше ты скатишься, тем длиннее будет у тебя лён (из такого проще сделать кудель для нити, из которой изготавливали одежду). Кататься могли на всём, что уже отжило свой срок (даже на корытах). Потом эти вещи сжигали вместе с чучелом. Для девушек и юношей катание с горок имело особое значение. Это был способ познакомиться, найти себе пару. Когда начинались полевые работы, было уже не до этого», – рассказывает Анна Назарова.
Молодые люди катались парочками. Девушка даже могла сесть на колени молодому человеку, а потом поцеловать его – в Масленицу это не возбранялось.
«Чтобы присмотреть себе жениха или невесту, проводили такие своеобразные смотрины. Девушки могли выстраиваться на верхушке горки и ждать от парней приглашения прокатиться. Эта традиция описана пермскими этнографами. Если понравилось, как скатились, говорили: “Баско!” или “Хорошо!”», – рассказывает специалист Пермского краеведческого музея.