Примерное время чтения: 5 минут
88

Время для обновления

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ 10/02/2010

Жизнь полна вызовов. Некоторые смотрят на них, как на препятствия, а другие видят в них безграничные возможности.  В вагонном депо «Балахонцы», несмотря на то, что кризис ещё не успел распрощаться с российской экономикой, готовятся к росту производственных мощностей своей материнской компании – ОАО «Уралкалий».

К 2012 году калийщики планируют увеличить выпуск хлористого калия до семи миллионов тонн. А чтобы доставить продукцию потребителям, необходимы тысячи вагонов и десятки тысяч колёсных пар. И пока нагрузка на вагонный парк снижена, у депо есть возможность обновлять оборудование.

Иностранный новосёл

Станок, произведённый польской фирмой Rafamet, стал первым новосёлом строящегося колёсно-роликового цеха. Через несколько месяцев в цехе разместят всё оборудование для ремонта колёсных пар, а пока так станок работает в гордом одиночестве. Вернее, на пару с токарем-станочником широкого профиля Алексеем Середой. Для обслуживания громады в 37 тонн нужен всего один человек, причём и ему особо напрягаться не приходится: все операции задаются с помощью компьютерной программы. А станок ещё и подстраховывает, проверяя введенные данные.

– У любого токаря особые отношения с металлом, – говорит Алексей Середа. – Металл – штука тяжёлая. Когда с металлом работаешь – характер меняется. Упорным надо быть, чтобы справиться. А когда что-то не получается, ещё и терпение нужно. Так что постоянно приходится бороться. Но человек всё же упорнее и терпеливее. Потому что есть такие вот станки, которые помогают побеждать металл. 

В вагонном депо есть несколько станков для обточки колёсных пар, произведённые в Рязани и Краматорске. С работой они справляются. Но сравниться с польским Rafamet'ом они не в силах.

– Во-первых, точность станка позволяет сточить минимально необходимый слой изношенного металла, а значит продлить жизнь колёсной пары на 20 процентов, –говорит директор депо «Балахонцы» Дмитрий Смирнов. – Для «Уралкалия» – компании, имеющей большой парк вагонов, это существенная экономия. Во-вторых, производительность нового станка в 2-3 раза выше, чем у «старичков». Всего за 12 минут станок способен обточить колёсную пару. Это значит, за смену можно обработать 25-30 колесных пар. А учитывая, что к 2012 году, когда поставки удобрений существенно возрастут и потребуется большое количество минераловозов, без нового станка вагонному депо не обойтись.

Всё время, пока директор депо рассказывал журналистам о достоинствах станка, станок негромко шуршал, стачивая с колёсной пары изношенный металл. Порой он «повышал голос», пытаясь справиться с особо трудными участками.  И вот раздаётся победный клич станка – предупреждающий сигнал, и выкатывается обновлённая, сверкающая колёсная пара. Теперь она без всякого ремонта может проехать очередные 160 тыс. километров, вместе с десятками других колёсных пар, обработанных с помощью нового станка.

Оранжевая чистюля

Ещё одно приобретение вагонного депо – ярко-оранжевая махина. О том, что эта яркая красавица – снегоуборочная машина, можно было с трудом догадаться, разглядев небольшие крылья-лопасти впереди неё.

– Крылья-то зачем? Летать? – пошутили журналисты.

– Сейчас увидите, да отойдите подальше, – предупредил директор вагонного депо Дмитрий Смирнов и дал отмашку машинистам: – Поехали!

Отходим на приличное расстояние. Машина охает, ухает, вздыхает и тихонько трогается с места. Ожидаем увидеть струи снега, летящего в разные стороны, но ничего подобного! Машина подгребает снег под себя, и он исчезает в её утробе. Медленно передвигаясь, снегоуборочная машина пожирает снег, оставляя после себя чистые рельсы, почти до шпал убранные от снега.

С нескрываемой гордостью Олег Лумпов показывает результат: – Сравните с рельсами рядом. Каково?

Соседнее, неочищенное железнодорожное полотно выглядит «замарашкой». У «нашего» все рельсы блестят под солнцем, словно их надраили щёткой, снег убран не только внутри полотна, но и снаружи – на полметра с каждой стороны.

Но где же «съеденный» машиной снег?

– Идите сюда! – зовёт нас Олег Васильевич.

Обходим машину, дружно смотрим в указанном направлении. Из-под крыши оранжевого «локомотива» сначала мелкой пылью, а потом мощной струёй вылетает снег. Минут 5 при ясном небе идёт густой снегопад, и вот машина пуста и готова вновь набивать нутро зимними осадками. А «аппетит» её – 24 тонны снега. Столько может вместить снегоуборочная машина с собственной массой в 76 тонн.

Новая снегоуборочная машина СМ-5 приобретена «Уралкалием» совсем недавно. Она тоже сделана специально для этого предприятия. Машина может передвигаться самостоятельно, без локомотива, но три машиниста в ней обязательны.  Машина может ездить по любому пути, будь это крутые (по железнодорожным меркам) повороты, подъёмы и т. д. Она маневренная и многофункциональная. Чистит рельсы, шпалы, обдувает стрелки и стрелочные переводы, способна в движении освобождаться от накопленного снега. Поскольку производство в «Уралкалии» тесно завязано на железнодорожных путях: они – связующая нить между рудоуправлениями, приобретение снегоуборочной машины в условиях снежной уральской зимы,  – производственная необходимость. Будут чистыми пути – будут исправно ходить составы, будет бесперебойно работать предприятие.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах