В этом году в традиционном велопробеге «Пермское кольцо», открывающем летний сезон, приняло участие порядка двух тысяч человек. Для байкеров в некоторых местах города нарисовали велодорожки, сделали велопарковки и даже велосипедные знаки.
Когда на прикамской земле появился первый велосипед? Чем отличается байкер XIX века от байкера XXI века? Читайте об этом в материале «АиФ-Прикамье».
100 лет назад
Имя пермяка, первым оседлавшего двухколесное чудо техники, история не запомнила. Одно можно утверждать точно – человеком он был молодым, состоятельным и эксцентричным. Дело в том, что цена на велосипеды (исключительно импортного производства) «кусалась». По стоимости «железный конь» приравнивался к двум коровам, еще один минус – катание на велосипеде было сопряжено с элементами экстрима. Достаточно упомянуть о непременных атрибутах пионеров велодвижения – кнуте или стрелявшем перцем револьвере системы «велодог» (это чтобы собак отпугивать). Выглядело это примерно так: мчится по Малой Ямской улице Перми этакий ухарь – купеческий сын, за ним – кавалькада мальчишек и собак.
Восторженные крики, улюлюканье и свист, лай и визжание… Лошади шарахаются, степенные обыватели крестятся. Не случайно одна из заметок того времени, посвященных новому увлечению пермяков, содержала насмешливый диагноз: «Было у отца три сына: один умный, другой – так себе, третий – вовсе велосипедист». В другой публикации автор представил велолюбителя в ужасающем виде: «…Лицо в синяках, на лбу шишка, костюм изорван, передние части ног поцарапаны при падении, а задние искусаны собаками, в руках держит велосипед, потерпевший маленькое крушение (не сломаны только руль и седло)».
Торговал велосипедами «Магазин технических принадлежностей» Давыдова, располагавшийся на Сибирской. Там же можно было купить принадлежности к «железным коням»: камеры, насосы, ацетиленовые фонари-фары, баулы и даже револьверы-«велодоги».
Велосипед наряду с пневматическим ружьем «Монтекристо» был пределом мечтаний подростков. Представители полусветской молодежи, если не могли себе позволить такую роскошь, очень сильно переживали. Местный поэт-сатирик, скрывшись за псевдонимом Little man, так отразил эти переживания: «Одно только горе доводит порой/Меня до безумного бреда,/ Одно лишь смущает душевный покой -/ Отсутствие велосипеда!../ Отныне иль ранняя смерть – мой удел,/ Иль жизнь без спортсменства и славы./ Я первое выбрал. К чему еще жить?/ В смысл жизни утрачена вера!/ К Давыдову только осталось сходить/ В кредит попросить револьвера». Но и, казалось бы, из неразрешимой ситуации пермяки находили выход. Они копировали заводские образцы и делали «байки» из дерева. До сих пор в музеях края хранится несколько самодельных деревянных велосипедов.
В 1897 году в Перми образовался элитный велоклуб со своим стадионом, где стали проводиться соревнования, поначалу собиравшие толпы болельщиков (это несмотря на высокую цену билетов – 20 копеек!). Года через три-четыре волна спала. Местный бытописатель констатировал: «Велосипед остался как средство быстрого и удобного сообщения. Как приятное развлечение, как орудие для известного гимнастического упражнения на воздухе. Для одних он является просто роскошью, а для других – и практически полезным предметом… Но гонки, чемпионаты, рекорды… миновали безвозвратно… Гонки со всеми их атрибутами были своего рода накипью… и теперь эта накипь прошла, улетучилась, остался просто велосипед».
Поскольку немощеные грязные местные дороги велосипедистам оказывались не по зубам, то есть не по колесам, те предпочитали ездить по тротуарам, что вызывало нарекания пешеходов.
В 1900 году Пермская городская Дума издала обязательное постановление о порядке езды велосипедистов, в частности, гласившее: «Через час после заката солнца все велосипеды должны иметь зажженные фонари; во время движения в соответствующем расстоянии от встречных или обгоняемых экипажей, возов, вьюков и пешеходов должен быть даваемый отчетливо слышный звонок или свисток». Нарушителям грозил штраф. Еще через четыре года пермских велосипедистов взяли на учет и обязали платить в городскую казну по рублю в год.
Наши дни
Несмотря на то, что с тех пор прошло более 100 лет, велосипедное движение до сих пор хорошо развито в Перми и крае. «Байк» имеет ряд несомненных преимуществ перед автомобилем. Не надо бояться цен на ГСМ, тратиться на стоянку – такой транспорт прекрасно умещается на балконе или в прихожей. Для внедорожников практически нет преград. Про экологичность и говорить не приходится.
Велодвижение переживает своего рода ренессанс – количество приверженцев этого вида активного отдыха увеличивается в геометрической прогрессии. Нынешние пермские веломаны, подобно их далеким предшественникам, имеют свои клубы.
Но чтобы ощутить разницу, нужно побывать за границей и оценить, как кипит веложизнь там. Например, в Европе повсюду велодорожки, схемы велосипедных маршрутов, стоянки-ячейки, даже кафе, в которых можно перекусить, не слезая с «велика». В потоке транспорта последнему принадлежит от четверти до трети проезжей части. У нас же велосипедисты – пожалуй, самые бесправные участники дорожного движения.
Депутат Госдумы и предводитель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин считает: в пользу велосипедистов можно урезать тротуары, которые у нас значительно шире европейских. О том же – автор «Транспортной концепции города Перми», доцент ПГТУ Михаил Якимов: «Необходимо создание условий, для того чтобы легкий транспорт стал альтернативой автомобилю».
А вот владелец пермского веломагазина Алекс Аверкиев не видит особых проблем в отсутствии упомянутой «евровелоинфраструктуры», более того, считает это неким преимуществом: «Мы, россияне, можем ездить везде, где нам заблагорассудится – это гораздо лучше, чем кататься по резервациям и по специально отведенным дорожкам».
Черту под спорами подводел глава Перми Игорь Сапко, поручив руководителям районных администраций продумать «философию» культурных мест отдыха горожан. В числе мероприятий и обустройство велосипедных дорожек и целых зон.