На недавней встрече с представителями Главного Управления Центрального Банка РФ по Пермскому краю Уполномоченный по правам человека в Пермском крае Татьяна Марголина обсудила перспективы появления в регионе института банковского омбудсмена.
Она отметила, что в 2010 году поступило более 20 обращений гражан, связанных с проблемой кредитов. Особенно остро некоторые проблемы встали после трагедии в «Хромой лошади». В ряде случаев кредитные обязательства легли на престарелых родственников погибших. Эта ситуация показала, что необходимо искать какие-то варианты, чтобы решить подобные проблемы.
Татьяна Марголина. в частности отметила: «Опыт банковских сообществ других стран по внедрению института финансового омбудсмена убедительно свидетельствует о повышении доверия клиента к банкам при создании дополнительных гарантий и защиты их прав как потребителей. Работа корпоративного омбудсмена – это своего рода внутренний аудит не финансов, а отношений – потребителей и банка, это, по сути, новая культура договорных отношений...Я очень надеюсь, что реально существующую финансовую неграмотность потребителя банки не будут использовать в своих целях, а будут минимизировать эту неграмотность, консультируя, помогая».
Также Уполномоченный по правам человека в Пермском крае считает, что в нашем регионе существует уникальная возможность создания и развития этого института, потому что, во-первых, в Перми есть программы обучения медиаторов, в частности, в Пермском государственном университете.
Напомним, что еще в прошлом году в Перми прошел круглый стол «Актуальные аспекты развития кредитных организаций: институт банковского омбудсмена и управление банковской задолженностью», на котором вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов, рассказал о том, что от внедрения института банковского омбудсмена выиграют не только клиенты, но и банки.
Досудебное решение споров позволит сэкономить на судебных издержках, снизить количество обращений от органов надзора и контроля и улучшить репутацию кредитных организаций. При этом сам институт может способствовать повышению прозрачности розничного рынка банковских услуг. В дополнение ко всему, расчетная стоимость услуг банковского омбудсмена впятеро ниже, чем средняя стоимость гражданского судопроизводства.
По информации Регионального Управления Банка России, на данный момент в Пермском крае одобряют идею банковского омбудсмена три банка. Кроме того, Центробанк заинтересован в ее продвижении в целях повышения финансовой грамотности населения.