В этом году муниципальный автобусный парк пополнился новыми машинами. Уже в следующем в Перми начнёт действовать новая транспортная модель, внедрят тарифное меню. Прогнозируется повышение платы за проезд, но при этом сохраняются все льготы. Тариф, действующий сегодня (20 рублей), был установлен в 2015 году.
Справедливо ли это по отношению к жителям – поднимать стоимость проезда в общественном транспорте? Депутат Пермской городской думы, член фракции КПРФ Геннадий Сторожев считает, что нет.
Огрехи модели
Депутат уверен, что острой необходимости перекраивать такое серьёзное и важное для жителей направление, как транспортная схема, не было. Он не отрицает: в ней есть свои плюсы. Однако достаточно и минусов, которые «бьют» по жителям.
По словам Геннадия Сторожева, среди плюсов – создание муниципального автобусного парка и покупка новых автобусов.
«Всё это хорошо. Кстати, я выдвигал аналогичные идеи ещё три года назад. Но из всего этого вытекает вопрос: где взять средства на новые автобусы и как компенсировать затраты на их обслуживание? – говорит депутат. – Хорошо, что перешли на новую схему расчётов с частными перевозчиками. Теперь деньги за проезд будут поступать в бюджет, а город будет расплачиваться с частниками за проделанную работу. До этого перевозчики получали деньги с пассажиров и ещё требовали с администрации доплату за убыточные маршруты (около 1 млрд рублей в год). При этом пассажиропоток они считали сами. Надо вообще возвращать право на автобусные перевозки городским властям. А вот то, что мы лишились востребованных и экологически чистых троллейбусов, – это плохо».
Где логика?
Геннадий Сторожев согласен, что развитие транспортной отрасли требует вложений.
«Да, нужны средства на зарплаты водителей, на топливо, ремонт, обновление и т. д. Большинство депутатов уверены, что увеличение платы за проезд экономически обосновано. В 2020 году администрация предлагает поднять стоимость до 26-28 рублей. Но смогут ли люди платить столько? Городским властям нужно вкладываться в отрасль, – говорит парламентарий. – Да, большая часть вложений поступает из городской казны, но эту компенсацию можно увеличить минимум в два раза. Надо просто сократить расходы на другие вещи, которые не так важны для горожан. К примеру, баскетбольному клубу «Парма» выделили из бюджета 80 млн рублей. Считаю, эти траты неоправданными. Клуб должен сам себя окупать или переходить в более низкую лигу. Некоторые утверждают, что это бренд нашего города и края. Но у нас есть более важные достоинства и заслуги. Сейчас получается, что мы спонсируем баскетбол и вытягиваем из карманов жителей деньги на развитие транспорта».
По мнению парламентария, есть и другие пункты в городском бюджете, которые не оправдывают себя. Среди них – излишний ажиотаж вокруг пермского марафона.
«Поддержка спорта – это хорошо. Но разве это событие, которое сковывает город пробками, сильно приобщает к физкультуре? Можно проводить и менее амбициозные спортивные мероприятия. Конечно, город вложил не так много – основные расходы понесли спонсоры и краевой бюджет. Но только призовые суммы составили 500 тысяч рублей. И в этом году всё досталось жителям другого региона», – поясняет депутат.
Геннадий Сторожев уверен, что если рачительно подходить к трате бюджетных средств, то не придётся брать деньги с пермяков, которые пользуются общественным транспортом. Для кого-то восемь рублей за билет – это мелочь, а кому-то – именно столько не хватит на хлеб.
Депутат предполагает, что из-за роста цены за проезд уменьшится пассажиропоток. Получается, что в итоге получить деньги на развитие транспорта не выйдет. А пермяки при этом пострадают.