Накануне нового учебного года в Перми прошёл краевой августовский педсовет. Здесь собрались директора школ, заведующие детскими садами и руководители профессиональных организаций, лучшие педагоги, специалисты образования городских округов. Подводили итоги прошлого года и намечали планы на этот.
«Нет» дефициту!
Строительство новых школ и детских садов, развитие новых проектов и технологий, поддержка педагогов с помощью разных социальных программ - это три главных направления сферы образования, сформулированные Виктором БАСАРГИНЫМ, губернатором Пермского края. За последние три года регион сделал серьёзный рывок в этих направлениях.
Создаются новые места для дошколят, строятся детские сады. Только в этом году их откроется 39. А за три года число возведённых вновь и восстановленных садиков выросло до 134. В 35 из 48 муниципалитетов края полностью сошла на «нет» проблема очередей в дошкольные учреждения.
- Обеспечить современные условия для детей - наша главная задача. Появилось достаточное количество мест, чтобы устроить всех ребят старше трёх лет в детские сады. С 2012 г. до конца 2015 г.
в крае создадут 24 тыс. мест для дошколят, - сказала Раиса КАССИНА, министр образования и науки Пермского края.
Неплохо идут дела и со средними учебными заведениями. В прошлом году в Прикамье появилось 6 домов знаний. Нынче свои двери откроют ещё 4. Уже 1 сентября порог новой школы перешагнут ребята из с. Большая Коча (Кочёвский р-н) и с. Бажуки (Кунгурский р-н). Откроется и долгожданный второй корпус гимназии № 11 в Перми.
Учителям в помощь
Много молодых педагогов приходит в школы: за последние три года их число увеличилось на 10 тыс. Нынче в отрасль пришли работать 1 тыс. учителей, ведь зарплата у педагогов выросла. У работников дошкольных учреждений она поднялась в три раза, у учителей - в два. Средняя зарплата весьма достойная - 28-29 тыс. руб. в месяц.
По поручению главы региона в Пермском крае действует целый комплекс мер по привлечению новых кадров в образование, а также поддержке уже работающих педагогов.
Одна из них - программа «Улучшение жилищных условий молодых учителей». В соответствии с ней семьям педагогов дают социальную выплату на первоначальный взнос по ипотеке. Средний размер - 216 тыс. 698 руб. Уже более 100 учителей купили жильё, воспользовавшись этой помощью.
- В нашем лицее два молодых педагога стали участниками программы. Теперь они живут в собственных квартирах, - рассказывает Ирина ПОЖАКОВА, преподаватель географии лицея № 1 г. Лысьвы. - В последние годы учителям оказывают внимание, чувствуется реальная поддержка. Всё больше интересных и полезных проектов появляется и для учеников.
Много лет в Прикамье не знали, как привлечь учителей в отдалённые сёла. Нашли решение и этой проблемы. В крае успешно работает уникальный проект - «Учительский дом». Его возводят в населённых пунктах, где нет школ, а детям приходится ездить на учёбу за несколько километров в соседнее село. Такие объекты объединяют под одной крышей детский сад, школу и квартиру для молодой семьи педагогов. Учителя получают жильё в безвозмездное пользование до тех пор, пока работают. Сейчас в крае 6 таких учительских домов. Они работают в Кудымкарском, Юсьвинском и Косинском районах. В этом году учительские дома откроются в п. Садоягодном (Кунгурский р-н) и в п. Селянка (Чусовской р-н).
А опыт Прикамья уже перенимают другие регионы страны.
Ещё одно хорошее подспорье для работников сферы образования - конкурс «Учитель года». В крае ежегодно выбирают лучшего педагога, который получает материальное вознаграждение.
Успешно работают и такие проекты, как «Мобильный учитель». Педагоги получают в пользование автомобиль, чтобы ездить в отдалённые школы региона.
Взращиваем учёных
В новый учебный год Прикамье вступит и с новыми технологиями.
По словам Сергея САЛИХОВА, директора Департамента науки и технологий Министерства образования России, проекты Прикамья в области подготовки научно-технических кадров - одна из наших визитных карточек.
- Пермский край - уникальный регион с сильной наукоёмкой промышленностью. Поэтому работа и в школах, и в училищах базируется на том, чтобы удовлетворить потребности региона в высококвалифицированных научно-технических кадрах, - сказал директор департамента. -
Здесь успешно работают проекты дистанционного образования, различных инженерных школ, инженерно-технического образования. Важно, что все они связаны с поддержкой высшей школы, науки, инноваций. Этот опыт достоин того, чтобы его перенимали и другие регионы.
В Прикамье создают целые научные кластеры. К примеру, у нас есть инженерные и технические школы, которые сотрудничают с пермскими предприятиями. Новый краевой проект «Я люблю математику» мотивирует школьников изучать язык цифр, а также помогает найти математически одарённых детей.
А успешные результаты госэкзаменов прикамских школьников лишний раз доказывают: в сфере образования край занимает одну из лидирующих позиций.