Большой автобусный бум. Уже на этой неделе будет объявлен первый конкурс по распределению маршрутов общественного транспорта в городе Перми.
УТВЕРЖДЕНЫ процедура и критерии отбора победителей.
История вопроса
ПЕРВЫЕ частные перевозчики появились в Перми в 1992-м. С тех пор каждый предприниматель хотел обслуживать самые прибыльные перевозки. Но таковых не хватало на всех, и слабых выдавливали на «социальные» маршруты.
До сих пор принципы распределения сегментов рынка между перевозчиками не были никак определены. После «февральских событий» этого года, когда значительная часть автоперевозчиков отказалась возить льготников по муниципальным проездным билетам, власти пошли на регламентацию своих отношений с автоперевозчиками. Началась разработка принципов конкурсной процедуры, которая обеспечила бы равный доступ предпринимателей на рынок. Перевозчики были приглашены к участию в законотворческом процессе, который к середине июля 2009 года дал результат.
Цена - качество
В ГОТОВОЙ конкурсной документации два параметра отбора претендентов: ценовой и качественный. С ценой всё ясно: чья цифра ближе к идеалу, тот и победил. С качественными показателями - куда сложнее. Департамент дорог и транспорта обозначил 53 критерия для определения уровня качества, комфорта и безопасности обслуживания пассажиров.
- Введена балльная система оценок, каждому критерию присвоен весовой коэффициент, - поясняет начальник департамента Алексей Ковыев. - Это позволяет довольно точно и полно оценить работу каждого перевозчика. Мониторинг уже ведётся.
В ежедневном режиме специалисты департамента будут фиксировать нарушения на маршрутах. Такой контроль заставит перевозчиков соблюдать условия договоров.
Требования _
и пожелания
ГЛАВНОЕ новшество, заложенное в конкурсной процедуре, это принцип «один маршрут - один перевозчик». Теперь и пассажир, и контролирующий орган будут точно знать, кто именно работает на маршруте практически без замечаний и нареканий. Ответственность за снижение качества также понесёт один перевозчик.
Понятно, что при таком подходе маломощные предприятия могут быть вытеснены с маршрутов, где требуется обеспечить бесперебойное интенсивное движение. У них просто не хватит подвижного состава. Как отмечают в департаменте, такого не случится, поскольку в Перми есть как «насыщенные» маршруты, где требуется более двадцати машин, так и маршруты, где курсируют два-три автобуса. Такой маршрут может обслуживать индивидуальный предприниматель с минимальным парком машин.
- Это не значит, что пассажир будет часами ждать на остановке, - говорит Алексей Ковыев. - Если маршрут обслуживается с интервалом более пятнадцати минут, перевозчик обязан указывать точное время отправления автобусов. Тогда показателем качества служит не соблюдение интервалов, а точное соответствие графику. У нас и сегодня есть такие маршруты - на Гайве, в Соболях, например.
Второй важнейший конкурсный параметр - новизна подвижного состава.
- У нас до сих пор по городу ходят автобусы 1973 года выпуска. - Начальник департамента дорог и транспорта этим обстоятельством недоволен. - Мы поставили задачу через пять лет омолодить автобусный парк, чтобы не осталось на линии автобусов старше 2000 года. Это не значит, что мы ограничиваем доступ к участию в конкурсе. Просто победитель берёт на себя отложенные обязательства. Если у него пять машин, то он должен будет покупать по одному автобусу в год. Инвестиционная составляющая заложена в тарифе, он эти деньги уже заработал, теперь есть стимул потратить их по назначению. И ещё надо заметить, что мы отдаём предпочтение автобусам, в которых созданы условия для людей с ограниченными возможностями.
Контракт по итогам конкурса будет заключён на пять лет. Основание для досрочного прерывания контракта - систематическое недопустимое качество обслуживания. Сначала уличённый перевозчик получает предупреждение и платит штраф, при повторе - изгоняется с рынка. Его место разыгрывается опять же по конкурсу.
По закону _
и по совести
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю дало положительное заключение на конкурсную документацию.
- Введение конкурсных процедур при распределении муниципального заказа нами приветствуется, - заявил руководитель УФАС по Пермскому краю Дмитрий Махонин. - Нельзя ставить возможность существования бизнеса в зависимость от мнения одного человека или группы чиновников. Такова тенденция федерального законодательства.
На этапе разработки УФАС внёс ряд поправок в проект конкурсной документации. Ожидались поправки и от самих перевозчиков. Одно некоммерческое партнёрство даже высказало намерение предложить свой авторский проект, однако до сих пор так ничего и не представило. Исполнительный директор ПОО «Общество развития предпринимательских инициатив» Денис Галицкий, который ещё со времён февральского обострения участвовал в переговорном процессе между администрацией города и перевозчиками, объясняет это следующим образом:
- Критиковать всегда проще, чем предлагать. Власть показала себя более зрелой в технологическом плане. Недовольные слои, как правило, только обозначают проблему; нужен корпус профессионалов, которые бы отражали существующий интерес в конкретных формулировках. Мы формулировать можем, но к нам они даже не обращаются. Мои поправки в итоговом документе в основном учтены.
Разрабатывая конкурсную документацию, департамент дорог и транспорта Перми опирался на опыт других регионов, но в целом, по признанию Алексея Ковыева, проект написан практически «с нуля». Уникальный документ отражает практически все особенности организации работы общественного транспорта в Перми. Он учитывает позицию ФАС, муниципалитета и общественности. Конкурсная процедура по распределению маршрутов между перевозчиками должна быть завершена чрез пару месяцев. Перевозчики на маршрутных такси в дальнейшем также пройдут конкурсный отбор. Есть основания полагать, что население Перми заметит качественные изменения в организации общественного транспорта уже осенью.