Примерное время чтения: 5 минут
1487

Инстинкт сохранения. Жители Инты просят президента спасти шахту и город

АиФ-Коми № 34. АиФ-Коми 21/08/2018
Альтернативой угледобыче может стать развитие железнодорожной деятельности.
Альтернативой угледобыче может стать развитие железнодорожной деятельности. Из личного архива

Власти объявили, что финансовый балласт, коим является шахта «Интауголь», правительство больше не потянет. А потому предприятие решили ликвидировать. Интинцы уверены, что закрытие градообразующего производства – это первый гвоздь в крышку гроба для города.

Письмо в Кремль

Для коренного интинца, председателя независимого профсоюза горняков интинской шахты Дениса Баженова это личная боль. Потомственный горняк, который 19 лет проработал проходчиком, хорошо знает, чем обернётся ликвидация шахты для его коллег. Без работы останутся более тысячи сотрудников предприятия. Большинство из этих людей – главные, а порой единственные кормильцы в семье.

Шахтёр считает, что власти приняли необдуманное решение. Тем самым они  дестабилизировали обстановку в городе.

«В 2017 г. для спасения угольной промышленности разработали Программу сохранения и развития компании «Интауголь» на 2017-2030 годы. Власти региона обещали нам помочь найти инвестора для шахты. Если бы это удалось сделать, то компания добывала бы 3-3,5 млн т угля в год. И мы конкурировали бы с сибирскими углями на рынке в Центральной России и на Северо-Западе», – говорит Денис Баженов.

Со своей стороны шахтёры обязательства выполнили: весной коллектив шахты запустил новую лаву. В мае добыча угля с этой лавы составила 86,8 тыс. т.

«На возобновление производственной деятельности предприятия потратили 1 млрд руб., сотни людей приложили свои усилия, но по факту всё оказалось напрасно. Никакой работы по привлечению стратегического инвестора выполнено не было», – уверен председатель профсоюза.

Рабочие больше не верят региональным чиновникам. Поэтому они решили обратиться напрямую к президенту Владимиру Путину. Подписи под обращением к главе государства поставили около 4 тыс. человек.

Спад или подъём?

В обращении люди просят президента сохранить шахту либо открыть в городе альтернативное предприятие. В противном случае роста социальной напряжённости Инте не избежать. Так, нестабильная деятельность шахты в 2017-2018 гг. уже повлекла остановку работы котельной. Она обслуживала шахту и посёлок Южный. Зима далеко, но уже сейчас поселковые власти переживают, что в морозы мощностей ТЭЦ хватит только на город, а Южный заморозят.

Ликвидация шахты также приведёт к закрытию нескольких смежных предприятий. Без работы останутся оператор, осуществляющий поставку вагонов на отгрузку угля, и горноспасательный отряд. А значит, отток населения из моногорода неизбежен. Хотя, кажется, он уже начался.

«После объявления о ликвидации шахты квартиры, которые прежде стоили 300 тыс. руб., упали в цене до 100 тыс. руб. Уже сейчас люди стараются продать жильё и выехать из Инты», – констатирует Денис Баженов.

Мэр Инты Лариса Титовец считает решение о ликвидации предприятия очень тяжёлым, выстраданным, но неизбежным и ожидаемым. По её словам, сбои в работе шахты начались с декабря 2015 г. Несмотря на огромные суммы (на поддержку предприятия из республиканского и федерального бюджетов направили миллиарды рублей), шахта так и не смогла вернуться к прежним объёмам добычи.

«Конечно, закрытие шахты повлияет на общую экономическую ситуацию в городе и на общественное настроение интинцев, – считает Лариса Титовец. – Но это не приведёт к закрытию города или какому-то глобальному коллапсу. В прошлом году шахта не работала много месяцев, а город продолжал жить. Инта будет развиваться и дальше. Принимая решение о ликвидации шахты, руководство республики берёт на себя и ответственность за то, чтобы были исполнены все социальные обязательства перед горняками и все желающие работники шахты получили возможность продолжить трудовую деятельность».

По словам мэра, альтернативой угледобыче может стать развитие железнодорожной деятельности. «Северная железная дорога в соответствии со стратегическим федеральным проектом по созданию Северного широтного хода начнёт строительство в Инте большого локомотивного депо. Оно даст от 500 до 700 новых рабочих мест», – резюмировала чиновница.

Хочется верить, что градообразующее предприятие продолжит работу. В противном случае придётся переселять более 28 тыс. человек. На это потребуется около 30 млрд руб.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах