Когда 2014 год еще только вступал в права, политики, историки и публицисты частенько вспоминали о «круглой дате» - столетии начала первой мировой войны. И высказывали предположения, что новый год тоже окажется богатым на громкие события, надеясь, впрочем, что будут они позитивными, а не разрушительными. Прорицания сбылись, по крайней мере, в одном. Как 1914 год решительно перевернул новую страницу российской и мировой истории, так и экономическая встряска 2014 года, по мнению экспертов, принесет значительные перемены, в том числе – для региональной политики. Для отдельно взятого Пермского края кризис – это, прежде всего, нешуточный экзамен для политической элиты. От действий краевой власти в «штормовых» ситуациях будет зависеть, насколько сильно изменится в ближайшие годы состав депутатского корпуса, а также правительство региона. Пока для губернаторской команды Виктора Басаргина «партия» складывается удачно: опыт федерального политика и обширные связи главы Прикамья – ценный ресурс в условиях бюджетного дефицита. С другой стороны, оппозиция, в силу экономической ситуации и возможного роста социального недовольства, получает массу поводов для проведения политических «контратак» на правительство региона.
Закон-«рекордсмен»
В уходящем году Законодательным Собранием принят закон «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». Этот законодательный акт стал «рекордсменом» по количеству внесенных между чтениями поправок – более 340 – и активному участию в обсуждении пермских общественников. Учитывая остроту проблемы, имеющей не только социальное, но и политическое значение, принятие закона стало событием, показавшим, что власть и общество могут находить общий язык и «слушать» друг друга.
Согласно закону, в Пермском крае в первую очередь станут ремонтировать многоквартирные дома, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения (при условии, что он не был проведен на дату утверждения краевой программы капремонта). Всего законом предусмотрено 17 видов работ по капремонту, и обозначены меры государственной поддержки в проведении капремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Кадровые рокировки
В феврале 2014 года Администрацию губернатора Пермского края возглавил Алексей Фролов - депутат Законодательного Собрания Пермского края первого созыва (2006-2011 гг.), в его послужном списке – работа в аппарате полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе, в Пермском филиале АНО «Институт корпоративного развития», ЗАО «Комплексные энергетические системы».
Алексей Фролов считается политиком жестким, но при этом дипломатичным. По одной из версий, в числе задач, которые чиновник должен решать на своем посту, – взаимодействие и разрешение возможных противоречий исполнительной власти края с оппозиционно настроенными депутатами и представителями общественных объединений.
Тогда же, в феврале уходящего года, бывший руководитель администрации губернатора Дмитрий Самойлов был назначен временно исполняющим полномочия главы администрации Перми (впоследствии утвержден в этой должности пермской гордумой). Прежний сити-менеджер краевой столицы - Анатолий Маховиков - возглавил территориальный блок регионального правительства в качестве первого вице-премьера.
Роспуск без шуток
В первый день апреля руководитель администрации губернатора Алексей Фролов распустил политсовет, который существовал с 2012 года при губернаторе и был передан в его ведение главой региона Виктором Басаргиным. И это отнюдь не было первоапрельской «шуткой».
По мнению Алексея Фролова, «политсовет должен быть не советом политических деятелей, а советом экспертов, и консультантов».
Накануне роспуска политсовета о выходе из его состава заявили два известных политических деятеля: руководитель фракции «Справедливая Россия» в Заксобрании Алексей Луканин и лидер оппозиционного движения «Выбор» Константин Окунев.
Сила – в лоббизме
В марте «Независимая газета» признала Виктора Басаргина одним из ведущих «губернаторов-лоббистов России» (по результатам исследования Агентства экономических новостей).
АЭН по заказу «Независимой газеты» провело исследование «эффективности работы представителей коммерческих и государственных структур и депутатов, направленной на лоббирование проектов, которые отражают интересы определенных структур, отраслей, регионов или слоев общества».
В категории «Лоббисты – региональные лидеры» губернатор Прикамья Виктор Басаргин занял 14 место, войдя в число глав регионов – лоббистов с «сильной эффективностью», и обойдя по рейтингу губернаторов Якутии, Амурской и Кемеровской областей, Приморского и Хабаровского краев.
Аспекты думского контроля
В Пермской городской Думе в 2014 году была создана «Временная комиссия для контроля реализации администрацией города полномочий по решению вопросов местного значения в сфере дорожной деятельности и благоустройства». В состав организации вошли народные избранники Алексей Демкин, Дмитрий Малютин, Андрей Солодников, Максим Тебелев, Денис Ушаков, Александр Филиппов, Владимир Плотников. Учитывая остроту «дорожной проблемы», ВКГД стала одним из серьезных парламентских инструментов взаимодействия с исполнительной властью. А председатель комиссии – Владимир Плотников – и без того считающийся одним из самых влиятельных в городском парламенте депутатов (говорят даже о существовании неформальной «группы», где он играет роль лидера), еще больше укрепил свои политические позиции.
Карта для «Газпрома»
23 мая 2014 года на Петербургском международном экономическом форуме губернатор Виктор Басаргин и зампред правления ОАО «Газпромбанк» Александр Муранов подписали соглашение о сотрудничестве между Пермским краем и «Газпромбанком». Стороны зафиксировали направления, по которым будут выполнять совместные проекты, включая участие «Газпромбанка» в финансировании федеральных и региональных социальных, инвестиционных проектов и программ, проектов государственно-частного партнерства в инфраструктурной сфере. Отдельный пункт – воплощение на территории Западного Урала проектов компании «Газпром».
В тот же день Виктор Басаргин и председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер подписали «Дорожную карту» проекта по расширению поставок высокотехнологичной продукции и разработок пермских предприятий, а также научных организаций и вузов для газовиков. По словам пермского губернатора, если сегодня в кооперации с «Газпромом» работает 20 предприятий, где занято порядка 15 тысяч человек, то с исполнением дорожной карты их число удвоится.
Налоговые споры
В ноябре Законодательным Собранием Прикамья, после достаточно жестких дебатов, в первом чтении приняты поправки в закон «О налогообложении в Пермском крае». Речь идет об отмене краевой льготы по налогу на прибыль, которая была введена с 1 января 2006 года. По оценкам специалистов, из-за действия льготы краевой бюджет ежегодно недополучал миллиардные суммы (в 2012 году – 9 млрд 388 млн рублей, в 2013 – 9 млрд 919 млн рублей).
Проект закона предусматривает увеличение ставки налога на прибыль, зачисляемой в краевой бюджет, для организаций - с 13,5% до 15% в 2015 году; до 16,5% - в 2016 году и до 18% - в 2017 год. Сохранить льготу предлагается для инвесторов, вкладывающих деньги в «основные средства производства». Предполагается, что между чтениями законопроект может быть существенно изменен, а работа над ним продлится еще несколько месяцев.
Потеря смысла
Не менее «нашумевшим» можно назвать закон, принятый региональным парламентом на осенней сессии - «О порядке формирования представительных органов и порядке избрания глав муниципальных образований Пермского края».
По сути, закон отменяет прямые выборы глав в крупных муниципальных образованиях (это касается и Перми). Автор поправки, отменяющей непосредственное избрание мэра горожанами, которая была подана, кстати, едва ли не в последний момент, депутат (и активист коалиции «За прямые выборы») Геннадий Кузьмицкий, свою позицию обозначил предельно ясно.
«Я и сейчас вхожу в коалицию «За прямые выборы», - пояснил парламентарий коллегам. - Но после того, как мы с вами приняли закон в том виде, в котором он есть, где глава является руководителем только представительного органа и не является руководителем исполнительной власти, смысл прямых выборов главы вообще потерял всякий смысл».
«Волатильный» бюджет
На последнем в 2014 году пленарном заседании Заксобрания краевые парламентарии приняли во втором чтении закон о региональном бюджете на 2015 и плановый период 2016-17 гг.
Бюджетные доходы на следующий год предусмотрены в размере 99 млрд 215,2 млн рублей, расходы утверждены в сумме 109 млрд 657 млн рублей.
Соответственно, дефицит - 10 млрд 442 млн рублей - не выходит за границы ограничений, установленных Бюджетным кодексом РФ (15%), и составит в 2015 году 12,23%. Однако, совершенно очевидно, что принятый в условиях нестабильной экономической ситуации основной финансовый закон региона в следующем году будет не один раз «перекраиваться». Достаточно сказать, что, при подготовке бюджета, использовались прогнозы по ценам на нефть, и стоимости валюты, из подготовленного еще в мае 2014 года (то есть еще задолго до кризиса) прогноза социально-экономического развития России от федерального Минэкономразвития. Впрочем, пока обновленных официальных прогнозов на федеральном уровне нет – а значит, по словам представителей краевого правительства, нет и оснований пересматривать утвержденный законодателями Прикамья бюджет.
Дорога к новому зверинцу
Одной из главных тем политической и общественной дискуссии Пермского края в уходящем году оставались «вечно юные» темы – проекты строительства нового зоопарка в краевом центре, переезда в новое место коллекций государственной художественной галереи. Краевые власти проявили настойчивость и провели в жизнь свою точку зрения – решено, что новый зоопарк обоснуется на территории Черняевского леса, а галерея переместится на другую сторону Кафедральной площади, в здание бывшего общежития военного института ракетных войск.
Оба «проекта века» включены в утвержденный ЗС «Перечень капитального строительства объектов общественной инфраструктуры Пермского края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».
Последняя попытка «вычеркнуть» из бюджетных расходов деньги, которые пойдут на строительство нового пермского зоосада (в размере более миллиарда рублей) была предпринята на декабрьской «пленарке» Заксобрания. Однако инициатива депутата Вадима Чебыкина не набрала нужного числа голосов, хотя имела все шансы на успех: за «замораживание» проекта проголосовали 20 депутатов при 23 воздержавшихся, и только двое депутатов оказались против.