73-летний пермяк показывает свои чертежи с опаской. По его словам, прошлый вариант у него украли, а один из образцов электромобиля вообще сожгли.
- За это изобретение на меня точат зуб нефтяные короли, - утверждает Александр Аптыков. – Вы понимаете, что своим электромобилем я могу лишить их средств к существованию?
И в его словах есть рациональное зерно. Если верить рассуждениям пенсионера, то ему удалось изобрести электромобиль эконом-класса. Пользуясь «техникой Аптыкова», любую машину с передним приводом можно переделать в электромобиль. И новый мотор будет занимать примерно столько же места, сколько и старый. При этом он не загрязняет окружающую среду и позволяет экономить на бензине.
- Электромобили изобретали и ранее, но у всех были проблемы с подзарядкой. Моё транспортное средство может проехать 15 тысяч километров, не требуя зарядки аккумулятора, - говорит изобретатель.
От «электро» до «ё»
Первый электромобиль в виде тележки с электромотором был создан ещё в 1841 году. Спустя 70 лет они получили широкое распространение. Так, в Нью-Йорке в такси работало около 70 тысяч электромобилей. Однако до сих пор остро стояла проблема подзарядки. Для подпитывания такой машины использовался электромотор, работавший от переменного тока.
Спустя 100 лет проблему так и не смогли решить. Зато в России миллиардер Михаил Прохоров объявил об открытии нового автопроизводства. Он намерен выпустить так называемые «народные автомобили» (ё-мобили), которые будут представлять собой гибрид электромобиля и классического авто с двигателем внутреннего сгорания. Машина будет оснащена гибридной силовой установкой в составе электродвигателя, питающегося от литий-ионной батареи, и двигателя внутреннего сгорания, работающего на сжатом природном газе. А на крыше кара разместят солнечную батарею. Ё-мобиль сможет проехать 400 км без подзарядки и дозаправки, планируемый расход топлива - 3,5 л на 100 км пути. И стоить такое удовольствие будет по-народному – чуть более 8 тысяч евро.
Однако этот вариант более похож на компромисс – владельцы машин остаются зависимы от бензина, хотя приобретать его будут уже в меньших количествах.
Трактор на аккумуляторе
Александр Аптыков предлагает полностью перейти на электричество. В этом случае затраты на содержание транспорта уменьшатся в разы: платить будут не 22 рубля за литр, а 2,7 рубля за кВт в час.
Идея электромобиля пришла в голову Александру Григорьевичу ещё в 80-е годы, когда он был фермером. Ему надоело постоянно заправлять трактор соляркой, и он придумал первую сельскохозяйственную технику на аккумуляторах. Здесь помогло образование электрика, полученное в молодости в одном из московских техникумов.
- Я спокойно работал на нём в деревне в течение 16 лет. Проблемы начались после того, как я установил электромотор в легковое авто и начал ездить на нём по городу. Потом переделал машины друзьям. Нас заметили. После этого машины кто-то поджёг, - жалуется Александр Григорьевич.
Раз не получилось реализовать идею на Родине, изобретения он решил продать за границу – сейчас уже ведутся переговоры с Чехией и Израилем. Однако пенсионер всегда готов к сотрудничеству с российскими производителями. Он выразил желание объединить усилия в создании электромобиля с миллиардером Михаилом Прохоровым.