22 ноября в детском центре «Муравейник» прошла защита технических проектов участников регионального конкурса «Гении Прикамья» старшей возрастной группы. Школьники представили свои изобретения членам жюри. В финал конкурса прошли 150 учеников из Пермского края, Москвы и Республики Башкортостан. Рассказываем, чем удивляли юные гении и какие устройства могут в будущем облегчить нашу жизнь.
Поддержка детей
В Пермском крае вот уже несколько лет реализуется программа поддержки одарённых детей. Регулярно для ребят проводятся встречи, мастер-классы, фестивали и занятия. Всё ради того, чтобы подтолкнуть юных прикамцев к изобретениям. Ежегодно свои лучшие работы ребята представляют на региональном конкурсе «Гении Прикамья».
«В Пермском крае создана региональная система выявления и продвижения учащихся в сфере технического творчества и креативных индустрий, чтобы ребята понимали, что на результатах интеллектуальной деятельности можно зарабатывать уже в школьные годы. То есть главное — творить, не останавливаться, использовать все возможные варианты и инструменты поддержки», — рассказала директор филиала в г. Пермь «Юридическая фирма Городисский и Партнёры» основатель регионального ресурсного центра и конкурса «Гении Прикамья» Дарья Йосеф.
Кроме того, во время конкурса школьники учатся представлять свои изобретения, объяснять их идею и перспективы. Для этого ребята участвуют в очных защитах проектов. Чаще всего здесь представляются именно технические направления. Но в 2025 году на защиту пришла и Евангелина Вершинина, которая участвует в номинации «Моя будущая профессия». К своим 13 годам девочка уже опубликовала две книги: «Мир Снов Джорджа О’Кейли» и «Седьмой факультет», а сейчас готовит к выпуску новое произведение. Евангелина не только пишет текст, но и сама создаёт иллюстрации.
«Вдохновения я черпаю везде: из музыки, сериалов, книг, путешествий. Меня всегда привлекали фантастические книги и сказки. Это был мой любимый жанр, и его чтение, получается, оставило отпечаток», — поделилась юная писательница.

Где найти проблему?
На защите технических работ ребята представили свои изобретения, среди которых были беспилотные системы, устройство для демонстрации управления самолётом и даже цех по переработке блистеров от таблеток.
Одним из интересных изобретений стал проект ребят из МАОУ «ЭнергоПолис», которые создали умный датчик качества воздуха, диагностирующий «невидимую» окружающую среду для людей, страдающих астматическими и аллергическими приступами. Датчик будет полезен для использования в школах, больницах, муниципальных и государственных учреждениях.
Чаще всего поводом для изучения той или иной темы становится проблема, с которой сталкиваются сами школьники или их близкие. Например, ученик школы № 93 «Фотоника» заметил, что у его бабушки мёрзнут руки во время занятий скандинавской ходьбой. Проблему можно было бы решить с помощью подогреваемых перчаток, но они довольно дорогие, а также небезопасные. Поэтому школьник придумал нагревательную систему, которая надевается на саму палку. Так получилось недорогое и лёгкое в использовании устройство, которое поможет пожилым людям заниматься физической активностью в холодное время года.

В последнее время проектной деятельностью с детьми начинают заниматься с самых младших классов. Как объяснил заместитель директора Инжинерной школы им. М. Ю. Цирульникова Николай Носков, это связано с тем, чтобы к выпуску ученики уже могли представлять себя, не стеснялись говорить о своих идеях и не боялись создавать и ошибаться.
«Мы не ставим границы перед ребёнком. Он должен сам выбрать тему, а потом мы уже его понемногу направляем, если видим, что ученик сбивается. В самом начале пути важен именно опыт. А потом уже возникают новые идеи и проекты», — рассказал Николай Носков.
«Не отворачиваться от ребёнка»
Все наставники ресурсного центра являются действующими специалистами в разных сферах. Это позволяет помогать детям более направлено. Руководитель филиала «ТРИЗ-Прикамье» и куратор детей-изобретателей Оксана Веденеева считает, что главное — выслушать ребёнка, а дальше уже направить его, возможно, передав другим экспертам.
«Сколько изобретений могло бы уйти в мусорку, если бы созданный макет или нарисованный чертёж не были приняты взрослыми! Да, порой нам некогда, но надо остановиться, выслушать его идею и, даже если вы ничего не поняли, сказать ему, что он молодец», — поделилась Оксана Веденеева.

Задача ресурсного центра — направить школьника на площадки или конкурсы, которые помогут ему развить свой проект, получить экспертную оценку. Ещё одной целью «Гениев Прикамья» является сохранение «золотого кадрового ресурса» в регионе.
Награждение лучших детских проектов конкурса «Гении Прикамья» запланировано на 17 января 2026 года — в Международный день детских изобретений. Победители получат не только грамоты и призы, но и шанс представить регион на федеральных конкурсах, а также получить путёвку в один из всероссийских детских центров.
Вторая жизнь для крышек. Как объединить изобретательство и эковоспитание
В Перми обсудили научно-технологическое развитие школьников Пермского края
«Уникальная среда». Раиль Галеев – о детском изобретательстве в Перми
Шесть советов. Родители «Гениев Прикамья» раскрыли секреты воспитания