Пермь, 13 декабря - АиФ-Прикамье. Вместе с сокращением количества русских практически вдвое увеличилось число таджиков, а также других выходцев из стран СНГ. Большинство иностранных граждан приезжают к нам на заработки. Почему наш регион не может обойтись без трудовых мигрантов и что влечёт за собой рост анклавов -
в этом разбирался корреспондент «АиФ-Прикамье».
На чашу весов
- Если мигранты едут, значит, экономика в регионе хорошая, - объясняет Чингиз ИСАЕВ, председатель пермского отделения «Всероссийского азербайджанского конгресса». По его словам, Пермский край становится всё более и более привлекательным для жизни и работы. Даже на те небольшие деньги, которые мигрант заработал здесь, к примеру, в Киргизии вся семья может прожить целый год.
А какая выгода региону от приезжих работников? Ведь все заработанные деньги мигранты отправляют к себе на родину. Нужны ли вообще они Пермскому краю?
- Такая миграция нам не нужна, - однозначно заявляет правозащитник Роман ЮШКОВ. -
Почему-то Америка, когда к себе приглашает, смотрит на интеллектуальный уровень, на то, будет ли полезен стране этот человек, оценивает уровень владения языком. А как у нас?
Действительно, по статистике краевого УФМС, среднестатистический мигрант имеет среднее или среднее специальное образование, не всегда при этом владеет русским языком, особенно те граждане, которые родились после распада СССР.
Это же парадокс! У нас большое количество безработных, люди обивают пороги отделений Агентства по занятости, и в то же время приезжает много иностранных работников.
- Я сам работодатель и знаю, что наши не хотят работать. Зарплата их не устраивает, им надо по 30-50 тыс. руб. в месяц. Они не пойдут за 5-6 тыс. подметать улицы, - делится Чингиз Исаев.
В Перми, возможно, и есть оправдание придирчивому подходу безработного к предлагаемому труду. В большом городе человек избалован более высоким уровнем жизни, чем в глубинке и, соответственно, большими заработками. Однако такая же ситуация в Коми-Пермяцком округе, где нищета ещё та. Почему и там все дорожные работы выполняют выходцы из бывшего СНГ? Какие древние армянские секреты известны им в укладке дорог? Сформировать бы из коренного местного населения дорожные бригады, но нет -
нос воротят. «Я с постели за
6 тыс. руб. не встану, лучше бутылки соберу, где-нибудь подработаю, что-нибудь украду» - вот что отвечают в Агентстве по занятости на предлагаемые вакансии некоторые наши земляки.
Значит, трудовые мигранты получают свои места за счёт недобросовестной конкуренции нечистоплотных работодателей, которые устанавливают настолько низкие зарплаты и предоставляют такие условия труда, на которые здравомыслящий человек не готов согласиться, поэтому лучше будет жить на пособие по безработице, оплачиваемое государством. А приезжие готовы работать по 12 часов в день, без выходных, отпусков, больничных, соцпакета. Та работа, на которую они соглашаются, особенно нелегалы, - это труд рабский. Им можно недоплатить, выгнать без объяснения причин. И это, как правило, развращает нашего работодателя.
Лень и пьянство
Основной бич, который губит русских, - пьянство. Тот же Коми-Пермяцкий округ. Работодатель захотел помочь местным мужикам, устроил их у себя на лесопилке. Зарплатой не обидел, главное условие - вовремя приходить на работу и качественно отработать смену. После первой получки мужики разбежались, ушли в запой. Наниматель понёс убытки. Воспитывать поздно, работа стоит. В итоге он набрал бригаду из азербайджанцев. Куда деваться?
Другая причина, по которой мы не можем отказаться от трудовых мигрантов, - это низкое качество рабочей силы наших безработных.
- Среди безработных 60% - женщины, молодёжь без опыта работы, люди с ограниченными возможностями здоровья и предпенсионного возраста. Кто из этих граждан пойдёт асфальт укладывать? - говорит Сергей ЗУБКОВ, нач. отдела развития трудовых ресурсов и обеспечения деятельности Агентства по занятости населения Пермского края. - Есть такие понятия, как «рабочие места» и «рабочая сила». Рабочая сила в виде молодых, крепких ребят едет к нам в регион вкалывать на непрестижных рабочих местах, от которых отказываются местные. Главная их задача - заработать деньги. Для этого они прилагают все усилия. Кроме того, на них всегда можно воздействовать: сбежать-то им некуда.
Да и сами работодатели предпочитают брать мигрантов. Но Агентство по занятости половину заявок отклоняет.
- В приоритете давать рабочие места нашим безработным, но, честно скажу, очень трудно найти достойного работника на низкоквалифицированный труд, - признаётся начальник отдела. - Поэтому без мигрантов обойтись нельзя. К тому же, если отказать работодателям, они будут набирать нелегалов.
Стоять, бояться!
В то же время Агентство по занятости, правозащитники, социологи и правоохранительные органы признают опасность, которую приносит за собой рост мигрантских анклавов, когда гости уже начинают диктовать свои условия местному населению, что приводит к межнациональным конфликтам и росту преступности.
По словам Чингиза Исаева, у нас толерантный город. Межнациональных конфликтов, как в других субъектах, нет. Пермскому региональному правозащитному центру случаи притеснения мигрантов, прямой агрессии против них также неизвестны.
Зато у всех на слуху резонансные разборки между представителями различных диаспор. К примеру, выходцы из Таджикистана очень жёстко отстаивают своё место под уральским солнцем. По неофициальной информации, у самой многочисленной диаспоры неоднократно возникали столкновения с азербайджанцами и узбеками на рынке Заостровка. В 2011 г. примерно 500 таджиков на том же самом рынке, вооружившись кольями и железными прутьями, пытались спровоцировать драку с армянами. Тогда столкновение удалось предотвратить.
Вспомним август этого года - массовая драка между армянами и таджиками на
ул. Васильева в Перми. По сводкам МВД, в потасовке участвовали более 50 человек. Мужчины орудовали битами и палками. У кого-то с собой оказался травматический пистолет, из которого случайно был ранен проезжавший мимо мужчина.
Сложная криминогенная ситуация сложилась и в крае. В Юрлинском районе местные жители страдают от дерзкой многочисленной азербайджанской диаспоры. Правозащитник Юшков перелистывает подшивки дел: уличные хулиганства, изнасилованные девушки (в каких-то случаях преступный умысел доведён до конца, а в каких-то девочкам удалось спастись). Но сами пострадавшие в силу разных причин не подают заявления в полицию, оставив обидчиков безнаказанными. Такая вседозволенность всё больше развращает укоренившихся мигрантов, которые, забыв, что они гости на нашей земле, ведут себя как хозяева, устанавливая свои порядки и правила.
Также по сведениям правозащитников, азербайджанские предприятия, занимающиеся лесопереработкой, годами не платят налоги. Они нарушают все противопожарные и природоохранные требования, к примеру, валят опил в ближайший лес. До того как эти предприятия окончательно укоренились, у местных - русских и коми-пермяков - начали вдруг гореть лесопилки. Представители силовых структур, по-видимому, исключительно в заботливых целях неофициально рекомендовали населению в это дело не лезть.
Часто в небольших городах края сами сотрудники правоохранительных органов запуганы. В Карагайском районе, к примеру, произошёл целый ряд случаев избиения полицейских со стороны мигрантов. Сломанные челюсти, переломы и сотрясения - и об этом, боясь быть опозоренными, ребята предпочитают молчать. Для смельчаков действует другой механизм подчинения - угрозы членам семьи. Поэтому большинство случаев мордобоя просто не доходит до суда. Но бывают и серьёзные случаи, которые невозможно скрыть, и они получают огласку. Поражает наглость и разнузданность этих людей, когда, даже находясь в зале суда, гогочущая толпа дагестанцев с места оказывает прессинг на судью и потерпевших.
По данным ИЦ ГУ МВД России по Пермскому краю, за 10 месяцев этого года на территории края иностранными гражданами совершено 310 преступлений. Треть из них составляют дела, связанные с незаконным приобретением, хранением, перевозкой, изготовлением, переработкой наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (96 таких преступлений). По статистике правозащитника Юшкова, 70% преступности в городе совершают приезжие, в 90% случаях изнасилования виновными оказываются мигранты.
Никому не хотелось бы, чтобы Пермь превратилась в один из районов Таджиктауна. Однако именно коренному населению не нужно быть равнодушными в этом вопросе. Каждый приезжий должен уважать культуру и обычаи той земли, на которой он собирается жить. В противном случае им лучше ехать домой.
Комментарии
Роман ЮШКОВ, правозащитник, общественный деятель:
- Сегодня при нищете, перенаселённости и экологических проблемах Средней Азии, создавать единое экономическое пространство со свободным передвижением - самоубийство. К нам хлынет этот многомиллионный поток, который снесёт нас.
Юлия ГОРБУНОВА, заместитель начальника ОИ и ОС ГУ МВД России по Пермскому краю:
- На территории Пермского края проводятся оперативно-профилактические мероприятия «Нелегал», «Нелегальный мигрант», а так же в ходе ОПМ сотрудниками полиции совместно с УФМС осуществляются проверки работодателей, использующих труд иностранных граждан в различных сферах деятельности (строительства, торговли, бытового обслуживания и др.).
Евгений МИЛОВ, заместитель начальника УФМС России по Пермскому краю:
- Нельзя говорить о всплеске миграционного потока. Наблюдается небольшой рост, увеличение порядка 5%. Самый активный период прибытия к нам выходцев из стран СНГ - весенне-летний. Осенью же происходит отток мигрантов на родину, потому что регион у нас северный, и, как ни крути, это оказывает своё влияние.