Беззаконие рулит
Несколько лет назад предприниматель Сергей Мамонов незаконно снёс особняк купца Шадрина на углу улиц Екатерининской и Попова и воздвиг на его месте очередной стеклянный аквариум - многоэтажный торговый центр «Моби Дик». Здание почти завершено, а у бизнесмена до сих пор от городской администрации нет разрешения на строительство. Зато есть документы, что работа выполнялась с грубыми нарушениями градостроительных норм и правил, а государственный строительный надзор за объектом не вёлся. Стройка не соответствует ни требованиям пожарной и промышленной безопасности, ни санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям. Помимо прочего, в ходе устройства свайного поля сваи отклонились, превысив допустимые значения. Специалисты заключили, что самострой на Екатерининской, 105-107, может создать угрозу жизни граждан. Но стройку так никто и не смог остановить.
Пользуясь тем, что за снос исторических памятников в Перми никто не наказывает, другой предприниматель - Баграт Велиадзе - снёс на ул. Попова, 46а, исторический дом купца Ширинкина и начал самовольно строить на этом месте административное здание. Работа ведётся прямо по границе соседнего участка, без всякого отступа. То есть нарушено опять всё, что можно: санитарные, противопожарные и иные нормы. Кроме того, строящееся здание нависло над одноэтажным деревянным домом по ул. Екатерининской, 109, находящимся в непосредственной близости от стройки. Жильцы дома оказались буквально заблокированы. К их дому не могли подъехать ни скорая помощь, ни пожарные машины. А выбираться жителям из дома приходилось через забор.
Любопытно, что бизнесмен Велиадзе каким-то чудом умудрился получить в департаменте градостроительства и архитектуры г. Перми разрешение на строительство. Однако жильцы «запертого дома» подали в суд, который это разрешение признал незаконным, поскольку выяснилось, что выдано оно с грубыми нарушениями. А потом суд вовсе запретил это строительство. Однако никто и не думал притормаживать действия рабочих. За время запрета был возведён ещё один этаж. Теперь их четыре. Судебные приставы-исполнители, несмотря на жалобы истцов, ничего сделать не могут. Также бессильна и Инспекция государственного строительного надзора Пермского края, и краевой прокурор. Чиновники и правоохранители кивают друг на друга. А стройка идёт своим ходом.
И вот - свежий самострой. Рядом со зданием мэрии, в охранной зоне объектов культурного наследия, этим летом появился безобразный чёрный стеклянный пристрой к памятнику архитектуры - дому купца Алина на ул. Сибирской, 19б. Владелец участка Дмитрий Денисов уже готовился открыть в новой постройке ночной клуб «Бегемот». По неофициальным источникам, говорят, что за этим проектом стоит известный пермский сутенёр Константин Кочкаев, недавно получивший условный (!) срок за вовлечение малолетних в занятия проституцией. Не эти ли связи позволили Денисову начать строительство без разрешения? Кстати, и строительная документация на объект не прошла государственной экспертизы. Две государственные краевые инспекции - стройнадзора и по контролю за объектами культурного наследия - выдали предписание демонтировать нелегальный новострой. Но работы по возведению объекта не были остановлены. Под давлением общественности администрация Ленинского района обратилась в Арбитражный суд с исковым требованием о сносе незаконной постройки.
С 1 августа суд наложил официальный запрет на проведение на объекте каких-либо работ. Как и в прежних историях, работы после этого никто и не думал сворачивать.
Кто в доме хозяин?
Что же даёт возможность процветать в Перми самостроям? Прежде всего, противоречивость в применении на практике градостроительных правил самой мэрии. Ранее существовало постановление главы города, упрощающее практику выдачи разрешения на строительство. Пользуясь этим, предприимчивые дельцы обращались за разрешением на постройку уже после того, как объект был возведён. Получив право собственности на строение, они затем шли в земельный комитет и получали право на владение данным участком земли. Однако затем это решение главы было отменено как не соответствующее федеральному законодательству. Прежде всего, потому, что выделение земельного участка происходило в обход аукциона, который, в соответствии с требованиями ст. 30 Земельного кодекса РФ, должен проводиться обязательно.
В судебной практике тоже не выработана пока чёткая позиция, в чью пользу решать подобные дела. Чтобы определиться, что делать с самовольными постройками, краевой Арбитражный суд провёл заседание научно-консультативного совета при суде, в котором приняли участие как служители Фемиды, так и чиновники, представлявшие интересы мэрии по данной проблеме. Представители судебной власти пришли к мнению, что самовольная постройка не может быть объектом гражданских прав, а значит и правовым последствием её возведения должен быть обязательный её снос. Если судьям удастся это мнение применить на практике, в Перми должна последовать серия разрушений крупных строительных объектов. Но сколько уже было принято решений, сломано копий, а… постройки эти и ныне там. Какие же силы смогут остановить наглость нарушителей закона?
Убытки взыщут с виновных
Денис Галицкий, член комиссии по землеустройству и застройке Перми:
Самовольная застройка в Перми - это уже целая индустрия. Опыт возведения зданий без разрешительных документов возмущает крупные компании, давно работающие на строительном рынке. Фактически недобросовестные конкуренты обесценивают их правильно организованную работу. С удивлением узнал, что практически все заправочные станции, построенные в Камской долине, за исключением комплекса «Замок в долине», возведены без разрешений. Застройщики потом узаконили свои строения через суды. Этому способствовали некоторые лазейки в федеральном законодательстве. Надо отметить, что и коррупция в местных судах велика. Городская администрация пытается бороться с наглыми застройщиками, но пока безуспешно. Есть выигранные мэрией решения по сносу незаконных строений. Но служба судебных приставов их не в состоянии исполнить. Сложность в том, что снос строений требует больших денег. Поэтому городские власти недавно приняли решение делать это за свой счёт, а потом через суд взыскивать убытки с виновников. Думаю, подвижки в этом уже начались. Есть, например, надежда, что «Бегемот» будет снесён.
Раньше беспредела не было
Михаил Плеханов, засл. строитель России, бывший главный инженер УКС Пермского горисполкома:
Сейчас некоторые строители действуют по принципу «что хочу, то и ворочу». Только мне непонятно, почему эти застройки не прекращают на корню, на стадии возведения фундамента.
Мы в работе руководствовались генпланом. Если нужно было внести изменения, вносили их через соответствующие инстанции, разрабатывали проекты планировки. То есть делали всё, что положено. В голову не приходило лезть туда, куда не надо. А если нас и заносило в сторону, нас быстро ставили на место. Приведу один пример. Как-то мы разработали проект жилого дома. Поехали в Госстрой утверждать его. Там посмотрели работу и сказали: «Вы хотите, чтобы в Перми дома были лучше, чем в Москве? Не будет этого!» И зарубили проект. Конечно, это не значит, что инициативы не было, она была, но в определённых рамках. Беспредела такого не было точно.
За 24 года моей работы в Управлении капитального строительства при горисполкоме удалось построить, можно сказать, пол-Перми: около 4 млн кв. м жилья, 30 школ, 60 детских садов. Нами возведён проспект Парковый, такие крупные объекты, как цирк, театр, который сейчас носит странное имя Театр-Театр. Всё это до сих пор служит людям. Потому что возведено с соблюдением всех правил и градостроительных норм.
Иски находятся в судах
Дмитрий Лапшин, начальник департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми:
На предпринимателей, самовольно построивших объекты недвижимости, были направлены иски в суд. Сейчас по итогам заседаний вынесены решения о демонтаже объектов по ул. Стахановской, 42а/1, ул.1-й Красавинской, 31а, ул. Молдавской, 4а, ул. Коммунистической, 93, ул. Подгорной, 109а. Ещё по двум объектам судебное решение пока не вынесено.
Борьба с незаконными постройками также ведётся силами администраций всех районов города (см. инфографику).
Даёшь отпор!
Роман ЮШКОВ, правозащитник:
Коверкающие облик Перми нувориши - люди беспамятные и с дурным вкусом. Безответственные и безнаказанные. Государственные и муниципальные структуры бессильны и безвольны, по крайней мере, там, где надо пресечь разрушительный новостроительный беспредел. Более того, по закону наименьшего сопротивления, они начинают работать на нуворишей, а значит против нас. В этих условиях все общественные инициативы по изменению городской политики в отношении исторической застройки оказываются обречены. И у нас с вами, у низовой аморфной массы, становится всё меньше и меньше возможностей отстаивать свои интересы. Ко всем этим борисовцам, суетиным, кочкаевым можно подходить исключительно с позиции силы. Чтобы защищать нормальную жизненную среду, давать отпор зарвавшимся «хозяевам жизни» нужно сформировать эту силу, включающую в себя команды адвокатов и пиарщиков, а также группы самообороны и силового воздействия.
Кстати
Утром 27 сентября судебные приставы распилили электропилой закованные владельцами клуба «Бегемот» ворота, удалили работающих людей и повторно опечатали нелегальную стройку на ул. Сибирской, 19б. Вечером обнаружилось, что пломбы вновь сорваны, что в «Бегемоте» находятся люди и ведутся криминальные работы. Правозащитник Роман Юшков вошёл в помещение вместе с судебными приставами в качестве их понятого и оказывал им содействие в задержании рабочих и фиксации правонарушения. Находящийся на месте Константин Кочкаев атаковал Юшкова и между ними произошла потасовка. Позднее Кочкаев подал заявление в отдел полиции № 6 по Ленинскому району г. Перми на правозащитника.