Выпускники интернатов сталкиваются со многими проблемами. Самая большая из них - жилье.
- В 15 лет я поняла, что никому на свете не нужна, - так начала свой рассказ бывшая воспитанница одного из интернатов Пермского края Марина Градова. Худенькая девушка, в 19 лет похожая на подростка, многое пережила за последние четыре года.
Лучше мыть---- "утки", чем идти на "панель"
- Своих родителей не помню, - продолжает Марина. - Все детство провела сначала в детдоме, потом в интернате. Когда исполнилось 15, вместе с девчонками поступила в лицей. Дали койку в четырехместной комнате общежития. Жила впроголодь, пришлось подрабатывать по вечерам санитаркой в больнице. Подруги надо мной посмеивались. Мол, уборщица, получаешь копейки. Но я, как они, не могла. Уж лучше полы мыть и "утки" убирать, чем идти на "панель". Повзрослеть пришлось быстро, ведь позаботиться обо мне было некому. Окончила лицей, получила профессию - мастер строительно-отделочных работ, но работу найти не смогла. Пошла в техникум. Если вы думаете, что мне так сильно хотелось стать дипломированным социальным педагогом, то ошибаетесь. Просто где-то надо было жить, а там дают комнату в общаге. Ведь своего жилья у меня нет. "Постарались" органы опеки. Они прописали меня в комнату, но задним числом. По документам, еще за год до того, как я попала в детдом, этот ветхий домишко сгорел. Стою в очереди на квартиру, по-моему, 186-я в списке...
По данным специалистов, в очереди на квартиру выпускникам интернатов Пермского края придется стоять 30-40 лет. То есть квартиру они получат ближе к 60 годам.
Теперь Марина вместе с подругой по интернату снимает квартиру. Техникум она все-таки бросила, работает официанткой. Мечтает открыть свое кафе.
- Мою историю можно назвать почти исключительной, - говорит Марина. - Многие из моих бывших одноклассников уже давно сидят. Например, Катя поступила в педагогический лицей, но учиться не стала. И не из-за того, что не смогла, просто попробуйте прожить на мизерную стипендию. Попала в компанию, где однажды пьяная убила человека. Отсидела. Вышла на свободу - ни работы, ни жилья. Теперь мечтает только об одном - снова попасть в тюрьму. Говорит, там хоть крыша над головой, кормят регулярно и работой обеспечивают. А на воле, мол, для меня места нет...
Ваш долг 150 тысяч...
- У наших выпускников масса проблем, - говорит директор пермского детского дома Тамара Загорская. - Одна из главных - получить профессию, которая смогла бы их прокормить. Но беда в том, что не все училища и лицеи берут таких детей. У многих учебных заведений нет общежитий. Это значит, что детдомовец учиться там не может, ведь жить ему негде. Поэтому, в основном, ребята получают рабочие специальности. Мальчики становятся слесарями, сварщиками, каменщиками, штукатурами. А девочки - поварами, швеями, парикмахерами. После получения диплома поиск работы становится следующей проблемой. В основном их берут на временную или низкооплачиваемую работу, без опыта и стажа найти приличное место невозможно. Поэтому необходимо вернуть практику квотирования рабочих мест на солидных предприятиях. Там молодого сотрудника прикрепили бы к специалисту, который бы его учил. Постепенно новичок набирался бы опыта, повышал разряд. А главное - молодых специалистов организация не имеет права уволить в течение трех лет.
Все проблемы наших воспитанников требуют решения на уровне правительства Пермского края. Но сколько бы мы ни писали в различные инстанции - сначала просьб, потом жалоб - не помогает. Нас не слышат. В первую очередь нужно решать вопрос с жильем. После интерната ребенок, естественно, возвращается к себе домой. Где выясняется, что в его квартире уже живут посторонние люди. Нерадивые родители ее просто продали и уехали. Часто наши выпускники находят счета за кварт-плату с долгом более 150 тысяч рублей. Их накопили многочисленные родственники, которые проживали в квартире.
Другой вопрос - алименты. Большинство родителей сидят в тюрьме. Там, конечно, положенные деньги перечисляются автоматически. Но это - мизер. К тому же много тех, кто про эту обязанность забывает. Вот и выходят наши дети в жизнь без родительских денег и жилья. Нужно создавать доступные консультационные центры, куда бы бывший детдомовец мог прийти. Пожить первое время, поговорить с юристом, представителем службы занятости, психологом.
Надоел казенный дом
- У нас постоянно живут воспитанники интернатов со всего Пермского края, - говорит заведующая женским отделением государственного областного Центра социальной адаптации населения Дзержинского района Перми Марина Меньшикова. - Сутки в двухместном номере нашего Центра обходятся в 24 рубля, включая двухразовое питание. Проживать здесь можно не более 6 месяцев. Но для детдомовцев мы делаем исключение, разрешаем пожить год, а то и полтора. Здесь они под присмотром. Прийти после одиннадцати вечера без предупреждения нельзя. Так что, если кто-то работает в вечернюю или ночную смену, предупреждают об этом администратора. А если опоздали, пишут объяснительную. Есть в Центре и свой медпункт, при необходимости вызовут участкового врача из поликлиники.
Воспитанники интернатов выкручиваются, как могут, работают на двух работах. Казенный дом им давно уже надоел, и они стремятся как можно быстрее снять хотя бы комнату. О своем жилье им приходится только мечтать.