За 15 лет прекратили деятельность сельских 1800 хозяйств и предпринимателей. Каждое четвёртое хозяйство из тех, что ещё числятся работающими, фактически не ведет профильной деятельности.
Принято считать, что наши люди отказываются от работы и достатка по одной причине - из-за склонности к пьянству. На самом деле зачастую трудиться на земле не дают мелкие, но чересчур ретивые чиновники. Так было с Николаем Ефимовым из города Александровска.
Подставы он не ожидал
Николай Михайлович редкий человек. О таких говорят: "Любая работа в руках спорится". И не простак. Право своё знает. Когда вступил в силу Федеральный закон ФЗ N112 "О личном подсобном хозяйстве", Николай Ефимов смекнул, что закон своевременный, толковый; и вскоре, следуя его букве, он зарегистрировал своё ЛПХ. Осенью 2006 года на откорме в хозяйстве Ефимова было уже
66 свиней. Работали вдвоём с сыном. Излишки продукции Ефимов продавал. Сначала с продажей возникли проблемы, рынка-то в Александровске нет, а в магазин сдавать мясо невыгодно. Потом администрация города разрешила Николаю Михайловичу торговать в киоске на автобусной остановке. Свинина уходила влёт, поэтому продавцом он работал часа два в день, не больше.
Вот в эти-то часы и подкатила, как рассказывает Николай Михайлович, к его киоску одна местная чиновница, специалист по сельскому хозяйству, которое в александровских пригородах развивается слабовато. Она предложила взять целевой кредит на развитие ЛПХ. Ефимов - стреляный воробей, а потому не сразу клюнул на приманку. Уговоры продолжались. Затем его лично пригласили на конференцию в местное отделение Сбербанка. Вот там-то он и решился. Условия кредита были чрезвычайно выгодными. Всего лишь 13% годовых, при том, что 12% взялось погасить государство за счет федерального бюджета. "Ладно, беру!" - решил Ефимов.
Специальная комиссия детально изучила его материальное положение, состояние свинарника, поголовья и все разрешительные документы. Ходатайство "о выдаче кредита заёмщику Ефимову, ведущему личное подсобное хозяйство, учтённое в похозяйственной книге", подписал и.о. главы Александровского городского поселения Щербинин
В. И. 17 ноября 2006 года. Надо понимать, что на тот момент Ефимов выглядел в глазах власти человеком добропорядочным и хозяином добросовестным...
Время пошло
27 декабря, когда страна уже не строит планов, а пляшет на корпоративах и детских утренниках, Ефимов получил деньги. Ему, как Золушке, было отпущено время - 45 суток на то, чтобы потратить средства согласно заявке: купить племенных поросят и корма, освободить место в свинарнике, забить излишки поголовья, продать надёжного, но недостаточно породистого хряка.
Межрайонные перевозки сельскохозяйственных животных и кормов требуют оформления большого числа документов и справок. Животные должны сдавать анализы, результаты которых действительны две недели. Не уложился - всё начинай сначала. А впереди каникулы. Но справки Ефимов собрал и даже успел продать хряка.
Наступило 15 января. Подрощенные по заказу Ефимова племенные поросята в Ординском районе как раз сдали анализы...
До конца отпущенного срока оставалось ещё 24 дня. Всё могло получиться. Никто тогда не знал, что г-жа Сабирзянова В. К. уже подписала письмо "О проверке деятельности...".
Капкан захлопнулся
Необходимость проведения проверки г-жа Сабирзянова В.К. мотивировала тем, что Ефимов обратился в администрацию с просьбой поддержать ходатайство о предоставлении кредита на развитие ЛПХ и тем, что он не зарегистрирован в качестве частного предпринимателя. Если бы чиновница 15 января трезво оценила факты, она бы поняла, что письмо её бессмысленно. Владелец ЛПХ по закону не обязан быть частным предпринимателем. А вот ходатайство уже поддержано, и кредит выдан.
Ещё неделю письмо добиралось до адресата - начальника ОВД Александровского муниципального образования. 22 января он дал поручение подчинённым провести проверку. 24 января Николай Ефимов должен был выехать за поросятами в Орду. До конца отпущенного срока оставалось 16 дней. Но купить поросят так и не удалось. Ефимова повесткой вызвали на место совершения предполагаемого правонарушения - в киоск, затем - в свинарник. Спустя 12 дней следствие установило, что
Н. М. Ефимов не является частным предпринимателем, а наоборот, является владельцем ЛПХ, выращивает свиней и реализует излишки в киоске на автобусной остановке. Последнее обстоятельство почему-то было внесено в протокол в графу "выявленные нарушения".
Разорение
Когда Ефимов получил свободу передвижения по просторам края, и мог, наконец, отправиться в Орду, поездка потеряла смысл. Племенные поросята были проданы. До окончания отпущенного ему срока оставалось 4 дня. Подготовить новую партию молодняка ординское хозяйство не успевало.
Получилось, что заёмщик нарушил условия кредитования. Это привело к финансовой катастрофе. Николай Ефимов не только лишился федеральной льготы на погашение 12% годовой ставки. Сама ставка с учетом штрафных санкций возросла до 30% годовых.
Теперь Ефимов должен забивать и продавать ежемесячно мясо восьми взрослых свиней, чтобы покрыть выплаты по кредиту. Сегодня, спустя год после описываемых событий, в его подсобном хозяйстве осталось чуть больше десятка животных. А на днях принесли повестку из суда. Банк требует выплат. Имеет право. Прав, выходит, нет только у Ефимова и ему подобных.
Так будет с каждым?
Николай Михайлович подсчитал убытки и обратился в суд с иском к Александровской администрации. Напрасно. Коллективные действия бюрократов, разоривших крепкого хозяина, признаны безупречными с точки зрения... закона! Убытки суд не признал.
Николай Михайлович написал жалобу краевому министру сельского хозяйства. И получил ответ. Министр советует ему пойти в местную администрацию, мол, там дадут совет, как жить дальше. А ещё в ответе есть фраза: "Ваша деятельность по продаже продукции ЛПХ тоже является незаконной". Неужели Олег Хараськин, так же, как г-жа Сабирзянова и начальник Александровского ОВД, не читал ФЗ N112? Зачем тогда все эти разговоры о продовольственной безопасности?
На днях вице-премьер РФ Дмитрий Медведев вновь говорил о необходимости всемерно поддерживать тех, кто может и хочет работать в сельском хозяйстве. По сути, местные чиновники обращают его слова в пустой звук.