Примерное время чтения: 4 минуты
83

"Живём и без помощи богатеньких Буратино"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 12 19/03/2008

Как выжить школе в непростых рыночных условиях? Почему в нашей стране невыгодно быть спонсором? Нужно ли толкать образование на рельсы самоокупаемости?

Эти непростые вопросы обсуждались на проходившей в Москве международной конференции "Бизнес и образование". Пермский край представляла Людмила Суханова - народный учитель России, директор гимназии N2 г. Перми.

Быть спонсором в нашей стране крайне не выгодно

- Людмила Андреевна, насколько остро стоит вопрос материально-технического обеспечения школ? Стала ли ощутимой финансовая поддержка государства?

- Участникам национального проекта, может быть, и стало чуть легче. Наша гимназия, к примеру, выиграла президентский миллион, став победителем приоритетного национального проекта "Образование". Миллион - не такая уж гигантская сумма для учебного заведения. Тем не менее, она никогда не будет лишней.

Но для большинства школ вопрос финансового обеспечения по-прежнему крайне болезненный. Если в советское время существовал норматив финансирования на каждого ученика, включающий в себя расходы на материально-техническую базу, содержание здания, зарплату учителей, то сейчас в такой норматив входит лишь заработная плата учителя. Конечно, школы будут рушиться, если государство не станет выделять денег на поддержание нормального их состояния. Есть надежда, что старый норматив финансирования вернётся. Тогда у руководителей школ появится возможность не только "латать дыры"...

- Эти радужные перспективы у нас, как водится, переносятся в далёкое будущее?

- Нам уже выдали уведомление о бюджетных лимитах на 2008 год. Если обещания будут выполнены и деньги придут в школу, это будет очень серьёзная поддержка. Но мы слышали на своём веку уже столько обещаний...

- Могут ли муниципальные школы быть самоокупаемыми?

- Во всём мире общее образование дотируется государством, и это вопрос стратегический - вопрос выживания нации. Но это не значит, что школа должна отказываться от помощи бизнеса. Об этом много говорили на всероссийской конференции. Если в высшей школе методы интеграции с бизнесом работают в полную мощь, проводятся научные исследования, приносящие реальный доход, то в общем образовании предпринимаются лишь слабые попытки заработать какие-то деньги.

- Способ "зарабатывания" хорошо известен: набирайте в гимназию богатеньких отпрысков - и будете "в шоколаде"...

- Состоятельные родители обычно отдают детей в частные учебные заведения или обучают на дому - и уж вряд ли поведут в массовую школу. К тому же сегодня они богаты, а завтра - нет, сегодня могут помочь, а завтра откажутся. Мы предпочитаем набирать детей по способностям, а не по толщине кошелька. Лучше всего, как правило, учатся дети бюджетников: понимают, что сами должны пробивать себе в жизни дорогу.

Вообще же, заниматься спонсорством в нашей стране крайне не выгодно. Пожертвования облагаются налогами, а чтобы сделать копеечный налоговый вычет, нужно собрать ворох бумаг - мало кто на это пойдёт. Серьёзные бизнес-структуры предпочитают не связываться со школами.

Существует масса проектов, на которых школа может заработать

- На конференции вы набрались передового опыта по привлечению внебюджетных средств?

- Скорее, уверилась в правильности выбранного пути. Во время обсуждения моего выступления участники конференции интересовались не только накопленным опытом, но и долго допытывались, почему материальная база у нашей гимназии такая хорошая.

- И правда, почему?

- Как говорится, "с миру по нитке". Простой пример. Видели фешенебельные диванчики в нашем холле? Их сделал из списанного стройматериала наш учитель труда, а обтянула тканью техслужащая. Вот вам и дорогая мебель, которая обошлась нам в сущие копейки.

Куда ни зайду, повсюду вижу своих выпускников. Они мне во всём помогают.

- Cовременному директору школы просто необходимо быть менеджером, хорошим экономистом?

- Да, таковы реалии. В прошлом году я добилась того, чтобы деньги на капитальный ремонт в качестве эксперимента отдали нашей гимназии напрямую. Очень трудно было организовывать конкурсы среди подрядчиков на проведение ремонт-ных работ. Оказалось, что нужно подготовить кипы бумаг, соблюсти невероятное количество формальностей. Но зато после проведения конкурса мы получили реальную экономию: 764 тысячи рублей.

- Это правда, что вы зарабатываете на участии в различных конкурсах?

- Сейчас существует масса проектов, на которых можно реально заработать. Победив, например, в международном конкурсе на создание лучшей мультимедийной программы, мы заработали 720 евро. Став лучшими в конкурсе сайтов Приволжского федерального округа, получили бесплатный доступ в Интернет...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах