Свою главную задачу, будучи ведущим музыкальных фестивалей, концертов и конкурсов, Святослав БЭЛЗА видит в том, чтобы говорить недолго. И вовремя уходить со сцены, «пока публика не начала тебя ненавидеть».
Последнее, впрочем, ему не грозит. Его блестящая эрудиция, обаяние, тонкий юмор покоряют зал настолько, что, как пошутил в Перми на фестивале своего имени выдающийся пианист Денис Мацуев, «после слов Бэлзы можно уже не играть». В те фестивальные дни корреспонденту «АиФ-Прикамье» удалось побеседовать с известным музыковедом не только о музыке.
Соорудить плот на необитаемом острове
- Святослав Игоревич, вы ведёте концерты, в которых выступают либо мэтры, либо совсем юные, но уже яркие звёздочки. Для вас это принципиально?
- Конечно. Со средним уровнем я не работаю. Средний класс хорош для экономики, а в культуре середняки мне не интересны, да и публике тоже. С удовольствием отметил, что на пермском фестивале в зале было много детей, что, бесспорно, заслуга родителей. Я рос в музыкальной семье, понимаю это. Когда другие ребята гоняли в футбол, родители заставляли меня мыть шею и вели в Большой театр или в Большой зал консерватории.
- Представляя участников, вы рассказываете немало любопытного об исполняемых ими произведениях, композиторах, деталях эпохи... Помогает Интернет?
- С Интернетом меня примирили сыновья, мои наставники в освоении Паутины. Но я отношусь к нему спокойно. Определённую пользу он даёт, однако и неточностей, ошибок содержит массу. Ведь ответственности за это не несёт никто. Так что книгам как потомственный библиофил доверяю больше.
- А какую книгу взяли бы с собой на необитаемый остров?
- (Смеётся). Пособие по сооружению плотов, как говорил когда-то Бернард Шоу. Многие, отвечая на подобный вопрос, пыжатся и называют Библию. Ну, в крайнем случае, Пушкина или Шекспира. Хотя наверняка взяли бы Акунина или Маринину, просто стесняются в этом признаться.
«Три мушкетёра» - на все времена
Телевидение вошло в жизнь Святослава Бэлзы в начале 70-х благодаря Юрию Сенкевичу. И пожалуй, большинству россиян Бэлза известен как ведущий именно телевизионных программ об искусстве. Между тем его первая профессия - литература. Окончив филфак МГУ, он 37 лет проработал в Институте мировой литературы РАН. Параллельно занимался журналистикой, в том числе был обозревателем по зарубежной культуре в «Литературной газете».
- В своё время я подготовил книгу «Человек читающий. Homo Legens». В принципе, список самых важных книг, своеобразная «золотая полка», уже определён человечеством. И тут важны не только шедевры первого ряда: Данте, Сервантес, Шекспир, Пушкин... Я, например, считаю, что ни один мальчик не должен вырасти, не прочитав «Трёх мушкетёров» Дюма. Сам я после этой книги буквально заболел фехтованием.
- Значит, в вашем детстве была не только музыка, но и спорт?
- Да. Плюс «английская» школа. Но когда и хватать всё, как не в эти годы?! Самостоятельно ездил на другой конец Москвы, таская с собой то папку с нотами на шёлковых шнурках, которую мальчишки пренебрежительно называли девчачьей, то железный чехол со шпагами. Фехтовал с начальных классов до окончания университета, был чемпионом Москвы среди юношей. И лишь когда пришла пора выбирать: становиться профессиональным фехтовальщиком или идти в Академию наук, куда меня рекомендовали после МГУ, - я, чтобы не огорчать папу, знаменитого учёного, выбрал второе. Но с фехтовальщиками, друзьями юности, поддерживаю отношения до сих пор.
Как мэр Венеции подал в отставку
- Говорят, человек молод, пока он не перестаёт удивляться...
- Надо вообще лелеять в себе детство, не уставать воспринимать жизнь. Хотя удивление удивлению тоже рознь. Гумилёв, мой любимый поэт, писал, что он не оскорбляет читателей намёками на содержимое выеденного яйца. А сегодня я с удивлением вижу, как люди создают себе кумиров из совершеннейших пустышек, ломятся на концерты фонограммщиков...
- На ваш взгляд, музыка может обладать разрушительной силой?
- Читал, что мэр Венеции подал в отставку, когда эксперты доказали, что ударная волна от концерта одной из рок-групп на площади Сан-Марко нанесла ущерб зданию. Не представляю, чтобы так повёл себя мэр какого-то нашего города, но децибелы во время рок-концертов порой вправду чудовищны. Их чувствуешь печенью, а не только ушами.
- А как вы относитесь к проекту «Пермь - культурная столица Европы»?
- Нагрузка на губернию большая. Но приглашение Пермской филармонией таких звёзд, как Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Денис Мацуев, проведение джазового и органного фестивалей, перемены в вашем оперном театре говорят, что, наверное, вы на правильном пути. Хочется верить, что это не кампания какая-то, а действительно надолго.
- Если бы машина времени могла перенести вас в любую страну и эпоху, с кем вы хотели бы встретиться?
- Великолепно было бы пообщаться с Пушкиным. А в ХVIII веке, о котором я много писал, - с матушкой Екатериной... Ещё заманчиво оказаться тогда же во Франции. Вот там бы пригодились мои навыки фехтования!
ДОСЬЕ
Святослав БЭЛЗА — известный литературовед, музыковед, телеведущий. Родился в 1942 году в Челябинске. С его предисловиями вышло более ста произведений зарубежных авторов: У.Шекспира, О.Уайльда, А.Дюма, О.Бальзака, Г.Грина и других. Народный артист России, член Президиума комиссии по Государственным премиям при Президенте России.
Мы используем файлы cookie и сервисы аналитики (включая Яндекс.Метрику) для улучшения работы сайта. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь с обработкой ваших персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.