Свою главную задачу, будучи ведущим музыкальных фестивалей, концертов и конкурсов, Святослав БЭЛЗА видит в том, чтобы говорить недолго. И вовремя уходить со сцены, «пока публика не начала тебя ненавидеть».
Последнее, впрочем, ему не грозит. Его блестящая эрудиция, обаяние, тонкий юмор покоряют зал настолько, что, как пошутил в Перми на фестивале своего имени выдающийся пианист Денис Мацуев, «после слов Бэлзы можно уже не играть». В те фестивальные дни корреспонденту «АиФ-Прикамье» удалось побеседовать с известным музыковедом не только о музыке.
Соорудить плот на необитаемом острове
- Святослав Игоревич, вы ведёте концерты, в которых выступают либо мэтры, либо совсем юные, но уже яркие звёздочки. Для вас это принципиально?
- Конечно. Со средним уровнем я не работаю. Средний класс хорош для экономики, а в культуре середняки мне не интересны, да и публике тоже. С удовольствием отметил, что на пермском фестивале в зале было много детей, что, бесспорно, заслуга родителей. Я рос в музыкальной семье, понимаю это. Когда другие ребята гоняли в футбол, родители заставляли меня мыть шею и вели в Большой театр или в Большой зал консерватории.
- Представляя участников, вы рассказываете немало любопытного об исполняемых ими произведениях, композиторах, деталях эпохи... Помогает Интернет?
- С Интернетом меня примирили сыновья, мои наставники в освоении Паутины. Но я отношусь к нему спокойно. Определённую пользу он даёт, однако и неточностей, ошибок содержит массу. Ведь ответственности за это не несёт никто. Так что книгам как потомственный библиофил доверяю больше.
- А какую книгу взяли бы с собой на необитаемый остров?
- (Смеётся). Пособие по сооружению плотов, как говорил когда-то Бернард Шоу. Многие, отвечая на подобный вопрос, пыжатся и называют Библию. Ну, в крайнем случае, Пушкина или Шекспира. Хотя наверняка взяли бы Акунина или Маринину, просто стесняются в этом признаться.
«Три мушкетёра» - на все времена
Телевидение вошло в жизнь Святослава Бэлзы в начале 70-х благодаря Юрию Сенкевичу. И пожалуй, большинству россиян Бэлза известен как ведущий именно телевизионных программ об искусстве. Между тем его первая профессия - литература. Окончив филфак МГУ, он 37 лет проработал в Институте мировой литературы РАН. Параллельно занимался журналистикой, в том числе был обозревателем по зарубежной культуре в «Литературной газете».
- В своё время я подготовил книгу «Человек читающий. Homo Legens». В принципе, список самых важных книг, своеобразная «золотая полка», уже определён человечеством. И тут важны не только шедевры первого ряда: Данте, Сервантес, Шекспир, Пушкин... Я, например, считаю, что ни один мальчик не должен вырасти, не прочитав «Трёх мушкетёров» Дюма. Сам я после этой книги буквально заболел фехтованием.
- Значит, в вашем детстве была не только музыка, но и спорт?
- Да. Плюс «английская» школа. Но когда и хватать всё, как не в эти годы?! Самостоятельно ездил на другой конец Москвы, таская с собой то папку с нотами на шёлковых шнурках, которую мальчишки пренебрежительно называли девчачьей, то железный чехол со шпагами. Фехтовал с начальных классов до окончания университета, был чемпионом Москвы среди юношей. И лишь когда пришла пора выбирать: становиться профессиональным фехтовальщиком или идти в Академию наук, куда меня рекомендовали после МГУ, - я, чтобы не огорчать папу, знаменитого учёного, выбрал второе. Но с фехтовальщиками, друзьями юности, поддерживаю отношения до сих пор.
Как мэр Венеции подал в отставку
- Говорят, человек молод, пока он не перестаёт удивляться...
- Надо вообще лелеять в себе детство, не уставать воспринимать жизнь. Хотя удивление удивлению тоже рознь. Гумилёв, мой любимый поэт, писал, что он не оскорбляет читателей намёками на содержимое выеденного яйца. А сегодня я с удивлением вижу, как люди создают себе кумиров из совершеннейших пустышек, ломятся на концерты фонограммщиков...
- На ваш взгляд, музыка может обладать разрушительной силой?
- Читал, что мэр Венеции подал в отставку, когда эксперты доказали, что ударная волна от концерта одной из рок-групп на площади Сан-Марко нанесла ущерб зданию. Не представляю, чтобы так повёл себя мэр какого-то нашего города, но децибелы во время рок-концертов порой вправду чудовищны. Их чувствуешь печенью, а не только ушами.
- А как вы относитесь к проекту «Пермь - культурная столица Европы»?
- Нагрузка на губернию большая. Но приглашение Пермской филармонией таких звёзд, как Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Денис Мацуев, проведение джазового и органного фестивалей, перемены в вашем оперном театре говорят, что, наверное, вы на правильном пути. Хочется верить, что это не кампания какая-то, а действительно надолго.
- Если бы машина времени могла перенести вас в любую страну и эпоху, с кем вы хотели бы встретиться?
- Великолепно было бы пообщаться с Пушкиным. А в ХVIII веке, о котором я много писал, - с матушкой Екатериной... Ещё заманчиво оказаться тогда же во Франции. Вот там бы пригодились мои навыки фехтования!
ДОСЬЕ
Святослав БЭЛЗА — известный литературовед, музыковед, телеведущий. Родился в 1942 году в Челябинске. С его предисловиями вышло более ста произведений зарубежных авторов: У.Шекспира, О.Уайльда, А.Дюма, О.Бальзака, Г.Грина и других. Народный артист России, член Президиума комиссии по Государственным премиям при Президенте России.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.