Уже создали конкурсную комиссию, которая будет оценивать программы претендентов.
В тот же день заканчивается проект под названием «Народное голосование», организаторами которого официально выступают политтехнологи из Москвы Константин КАЛАЧЕВ, руководитель политической экспертной группы, и Алексей ВАСИЛЬЕВ, директор Института политического права и управления. По всему городу развешаны щиты с рекламой некоторых кандидатов на пост сити-менеджера. Ни дать ни взять предвыборная кампания. Другие соискатели должности главы администрации публично отказываются участвовать в этой затее, называя ее профанацией.
За и против
Сами пермяки недоумевают: так есть выборы или нет? Устав Перми предусматривает процедуру, по которой контракт с главой администрации подписывает дума. Так что же тогда за голосование проходит?
Интересным называет проект Михаил ЯКИМОВ, известный общественник, доцент кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство» ПНИПУ. В своем блоге он пишет: «Ценность «Народного голосования» совсем не в результате, а в процессе! За результат отвечают депутаты городской думы. И это правильно. Это их работа, это их ответственность, собственно для того мы их и выбирали. И «Народное голосование» есть в этом им подспорье».
В том же духе высказался и Эмиль МАРКВАРТ, президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления. Он считает, что депутатам не лишним будет знать мнение своих избирателей.
В то же время непонятно, почему мнением пермяков интересуются политтехнологи, а не депутаты, по определению находящиеся в постоянной обратной связи с избирателями. На это обратил внимание Виктор БАСАРГИН, губернатор Пермского края, высказываясь на тему псевдовыборов. Глава региона назвал проект шумихой. «Депутаты пермской городской думы, которым оказывает доверие население, должны сами определить, кто из кандидатов должен быть назначен на эту должность. То есть он наемный работник, а его назначение превращают в шоу. Это просто некий абсурд. Интересоваться мнением пермяков должны не кандидаты в сити-менеджеры, а депутаты, которых жители избрали в городскую думу», – говорит он.
Не скрывает своего острого скепсиса по отношению к затее и Николай ДЕМКИН, секретарь Пермского регионального отделения партии «Единая Россия». По его мнению, этот проект не просто бесполезная шумиха, а очень вредная затея. «Народное голосование» – это массовый обман, – считает он. – Существует закрепленная в Уставе Перми процедура, по которой кандидаты на должность главы администрации готовят свои программы развития города и представляют их на обсуждение конкурсной комиссии. Затем депутаты городской думы, как представители горожан, выносят решение, опираясь на мнение комиссии. А что такое «Народное голосование»? Кто его проводит? Как считают результаты? Кому их представляют и на что они влияют? Ответов нет. Весь этот проект – профанация. Мы видим, что «Народное голосование» уже превратилось в фарс. Организаторы явно перестарались. Тем же, кто поверил в эту затею, стоит подумать, в чьих интересах они играют сегодня в «Народное голосование».
За чей счет банкет?
Действительно, с чего бы вдруг московским политтехнологам проводить в Перми фактически предвыборную кампанию – пусть и без выборов? Кто за все это платит?
Сами организаторы в интервью «ФедералПресс» уклончиво отвечают, что получают некие гранты. Однако эксперты, плотно занимающиеся выборными кампаниями, в этом сильно сомневаются. «Такие мероприятия бесплатно не проходят, – пишет на своей страничке в соцсети Facebook Виталий КОВИН, пермский политолог, председатель Пермского отделения ассоциации «Голос». – Вообще-то народные выборы должны проводить на народные средства. В прессе уже высказаны предположения о том, кто за этим стоит и кто финансирует. Понятно, что в нашей «политике» не принято в этом признаваться, даже если это «секрет Полишинеля». Как разрешить эту проблему – не знаю. Но подозрения, что кто-то попытается использовать горожан в своих корыстных интересах, есть».
А Игорь АВЕРКИЕВ, известный гражданский активист, эксперт Пермской гражданской палаты, прямо утверждает:
- Алексей Васильев и Константин Калачев – обычные политические наемники, которые в узких политиканских целях осознанно профанируют выборы, доводят ситуацию с пермской муниципальной демократией до полного абсурда, до постмодернистской игры с бессмысленными, но жутко интересными и одновременно никому не нужными результатами. И не так важно, на кого они работают. Важно, что они дискредитируют полезную идею выборности. Главное – в Перми воплощается очередная имитация важных правильных вещей. На этот раз – прямых общенародных выборов, а политизированная общественность в очередной раз с шутками и прибаутками подхватывает очередную подставу. Нас шаг за шагом приучают к политике как к абсурду, как к веселой интересной игре, в которой от нас ничего не зависит. А мы ведемся.
Просто не понимаю, зачем играть в чужие игры без каких-либо выгод для себя. Ведь все знают, что выборы эти фиктивны, с их результатами никто считаться не будет. И сами результаты будут смехотворны, поскольку большинство основных претендентов не примут в этих «выборах» участия. Или так соскучились по выборам мэра, что теперь на любую пиар-фальшивку кидаться будем? Предлагаю игнорировать эти фальшивые выборы самым суровым образом: и самим не вляпываться, и окружающих отговаривать.
Выборов-то нет!
Наконец, Игорь АЛАЕВ, председатель избирательной комиссии Перми, официально заявил:
- Проект «Народное голосование» мне комментировать очень сложно, потому что на территории Перми никаких избирательных кампаний нет. Поскольку назначать выборы может только представительный орган, в данном случае – Пермская городская дума.
Мне трудно понимать эту кампанию, потому что избрание сити-менеджера не в полномочиях избирательной комиссии Перми, но в любом случае эту процедуру понимаю. Этот проект вне рамок конкретного законодательства, поскольку есть некоторые признаки: для выпуска агитационной продукции нужны выходные данные, обязательно должен быть создан избирательный фонд и т. д. Юридически на этот вопрос может ответить только прокуратура. Но я еще подчеркну, что выборов-то нет…
Что же, теперь остается только дождаться мнения прокуратуры об этом спорном пиар-проекте. Ведь кто-то же должен четко сказать недоумевающим пермякам: что это было?