Об этом рассказывает Элшад Гусейнов, председатель правления ПРОО «Центр социально-политических, культурно-просветительских и правовых программ ПРОСПЕКТ».
Презумпция добропорядочности
Роль и значение избирательных механизмов в условиях развития и становления в России правового государства, формирования гражданского общества трудно переоценить. Выборы оказывают колоссальное влияние на развитие и укрепление основ конституционного строя, политической системы.
Демократическая природа и характер выборов обеспечиваются всей совокупностью законодательных и других нормативно-правовых актов. Они-то и создают гарантии их охраны и защиты, предполагают ответственность за их нарушение, соблюдение соответствующих процедур и т. д.
Участвовать в избирательном процессе надлежит всем взрослым гражданам, кроме недееспособных и осуждённых на лишение свободы. Действует своего рода презумпция добропорядочности граждан. На практике же приходится сталкиваться с тем, что бюллетени морально и духовно ущербных, манипулируемых личностей способны существенно исказить народное волеизъявление. Речь не о дискриминации какого-либо социального слоя или группы, а о конкретных людях - гражданах только формально, поскольку сознание их не соответствует требованиям гражданственности, нравственному дресс-коду.
Риторический вопрос: разве сегодня мало ограниченно-дееспособных граждан, злоупотребляющих спиртным или наркотой, ставящих свои семьи в тяжёлое материальное положение или лишённых родительских прав, лиц, страдающих игроманией и т. д.?
Нравственно опороченные
Другая содержательная составляющая требований, предъявляемых к гражданам, реализующим своё избирательное право, обусловлена необходимостью борьбы с коррупцией, недопущения криминала во власть, прозрачности и законности доходов кандидатов в народные избранники и прочее.
По давным-давно установленному признаку нравственной опороченности представляется вполне возможным и обоснованным лишение активного избирательного права граждан до момента погашения судимости, отбывших наказание за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений (в первую очередь против личности, коррупционной либо террористической направленности). Увы, в избирательном законе нет ограничений и в отношении рецидивистов, длительное время демонстрирующих устойчивое противоправное поведение, а также в отношении членов организованных преступных сообществ.
За содержательное качество
Вопросы реализации избирательного права и его ограничения, связанные с социально-правовым статусом избирателя как гражданина и члена гражданского общества, остаются в тени. Чем и пользуются кандидаты, которых пиарят в качестве достойнейших из достойных.
Далеко не случайно Александр СОЛЖЕНИЦЫН в работе «Как нам обустроить Россию» писал по этому поводу, что «равное голосование - не закон Ньютона, и в свойствах его разрешительно и усомниться. Всеобщее и равное - при крайнем неравенстве личностей, их способностей, их вклада в общественную жизнь, разном возрасте, разном жизненном опыте, разной степени укоренённости в этой местности и в этой стране?» То есть протестовал против торжества «бессодержательного количества над содержательным качеством».
Имеющаяся международная практика ограничения избирательных прав исходя из отрицательных социальных качеств личности не потеряла своей актуальности и в условиях современной России и вполне может быть учтена и использована при совершенствовании нормативно-правовой основы и самого механизма действия института избирательного права.
Конечно, вопрос о необходимости создания механизма ограничения избирательных прав граждан сложен, противоречив и неоднозначен. Он требует тщательной проработки и глубокого научного анализа с участием юристов, социологов, психологов.
Несомненно, что линия фронта борьбы с дефицитом духовных скреп проходит и через правовое поле реализации избирательных прав каждым гражданином России.