Примерное время чтения: 6 минут
98

Бесплатных пациентов не бывает

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 18 30/04/2008

Чем здоровее жители, тем больше денег у врача

Тема здравоохранения, а точнее - тема реформы системы здравоохранения занимает одно из первых мест в рейтинге читательской заботы. Что там происходит? Ответить на этот вопрос мы попросили руководителя управления здравоохранения Перми Андрея Ронзина.

Не понимаю

- Андрей Владимирович, поясните, зачем стационары отделяют от поликлиник?

- Человек, который хочет получить медицинскую услугу, не должен задумываться, плохо или хорошо при разделении или объединении лечебного учреждения. Он должен иметь возможность записаться к врачу, и поликлиника должна быть близко от дома. Какое у неё название, есть ли у неё отдельное юридическое лицо - это внутренняя технология.

- Когда машина плохо едет и автосервис не справляется с её обслуживанием, водитель сам лезет под капот, интересуется, как там всё устроено... Наш читатель проявляет интерес к технологии управления системой медицинского обслуживания, потому что система, как ему кажется, "плохо едет".

- Хорошо, тогда расскажу с самого начала. Раньше было сметное финансирование. Лечебное учреждение получало деньги по смете вне зависимости от того, сколько пациентов реально пролечено. Учитывалось некое расчётное количество прикреплённых.

Потом перешли на другую систему: больной пролечился, на него составлен документ, документ направлен в Фонд медицинского страхования, фонд оплатил лечение. Когда переходили на эту систему, посчитали, сколько человек прикреплено к каждой поликлинике, получилось, что у нас в городе проживает 1 млн 600 тыс. Около 40 % объёмов, заложенных в смету, были приписаны. Это было три года назад.

Теперь деньги идут вслед за пациентом. Хорошо?

- Наверное, хорошо. По крайней мере, справедливо?

- Но ведь при таком подходе получается: чем больше людей, прикреплённых к поликлинике, болеет, тем лучше для поликлиники.

- Действительно...

- Так вот, все шаги, которые были проделаны до сих пор, явились подготовкой к заключительному этапу. Посмотрим, что у нас уже есть: свободный выбор страховой компании - раз; одноканальное финансирование через страховую медицинскую организацию как единственную коммерческую структуру, которая стоит на защите человека - два; разделение поликлиник и стационаров - три. Мы только теперь можем выйти на фондодержание.

- ??!

- Полное фондодержание - это когда поликлиника получает средства на каждого прикреплённого человека. Деньги, как я сказал, пришли за пациентом, но не за больным, а за каждым прикреплённым, даже за тем, кто здоров. Поликлиника же должна расплачиваться со стационаром за каждого пролеченного там своего пациента. И та же поликлиника расплачивается за своих подопечных со "Скорой помощью", если человеку понадобилась экстренная помощь. В этом суть: поликлиника становится фондодержателем. Вначале мы пойдём по более "мягкому" пути - условному фондодержанию. Но суть остаётся той же. Заинтересовать поликлинику в здоровом населении.

Покуда система госгарантий не сбалансирована, покуда стационар и поликлиника - одно юридическое лицо с общим главврачом, никакого фондодержания не получится. Карманы должны быть разными. Остался последний шажок на этом пути, самый тяжёлый.

На уровне менталитета это сложно усвоить, принять: чем здоровей население, тем больше денег у поликлиники, у врача. Много лет всё было наоборот.

Как поделят пациентов?

- Получается, что поликлиники заинтересованы в прикреплении молодых здоровых пациентов, от прочих будут отказываться?

- При формировании фонда используется множество коэффициентов, учитывающих особенности прикреплённого контингента. Углубляться в эту методику не будем. Расчёт нам делала "Высшая школа экономики", и он представляет собой увесистый том. Да и вообще отказать в прикреплении поликлиника не может. Кроме того, у пациента есть надежный защитник - его страховая компания.

- Появится у жителей Перми возможность попадать на приём к узким специалистам?

- По программе госгарантий каждому человеку, пожелавшему попасть к специалисту, в течение двух недель должна быть предоставлена такая возможность. Создана электронная регистратура, служба записи по телефону 2‑63‑11‑36. Пока записаться можно только к участковому, но расписание работы специалистов сведено на едином сервере и каждый из 20 операторов имеет полную информацию, где есть свободное время приёма у любого специалиста в любой поликлинике. К системе подключаются и частные поликлиники, из тех, что работают по госзаказу. Если вам отказали в приёме - обращайтесь в свою страховую компанию. Они обязаны защитить ваши интересы.

Скорая помощь - главный контролер

- Уточните роль службы скорой помощи. Она попадёт в зависимость от фондодержателя?

- Совсем наоборот. Служба скорой помощи остаётся на бюджете. В этой системе ей отводится роль независимого контролёра. Только скорая помощь может нам сказать, сколько вызовов она обслуживает, и сколько из этих вызовов являются результатом плохой работы поликлиники.

Судите сами, если поликлиника в целях экономии не направит в стационар пациента, нуждающегося в стационарном лечении, этот пациент вызовет скорую помощь, потому что ему на самом деле плохо.

- Эта система уже действует?

- С третьего квартала мы начинаем запускать её в пробном варианте. До конца года планируем ввести по всему городу. Аналитическую работу по скорой помощи мы уже проводим. У нас в феврале было 348 вызовов на 10 000 жителей, это выше федерального норматива. Норматив - 318 вызовов на 10 000 жителей. У нас есть рекордсмены: 38 вызовов за месяц к одной пациентке! На втором месте - 24 вызова за месяц, и целый список тех, что вызывают скорую чаще 10 раз в месяц. Бригады скорой обслуживают хронических больных, выполняя работу участковых врачей и стационаров.

Теперь понятно

Участковый врач, включившись в описанную систему, будет заинтересован в том, чтобы все его пациенты проходили профилактические осмотры, не запускали болезни, хвори переносили в лёгкой форме, лечились амбулаторно и не вызывали скорую помощь по пустякам.

Пермь переходит на систему фондодержания не когда‑нибудь, а в этом году. Возможно, в вашей поликлинике этот шаг уже сделан. Будем дожидаться результата. Осталось только одно сомнение. Сумма, которую поликлиника получает через страховые фонды за каждого здорового пациента, должна окупать усилия врача по сохранению здоровья пациента.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах