Аргументы и Факты
perm.aif.ru
16+
Пермь
Аргументы и Факты
perm.aif.ru
16+
Пермь
Примерное время чтения: 8 минут
174

Под защитой хранителя очага. Какой была изба коми-пермяков в старину

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 31. АиФ-Прикамье 30/07/2025
Пища была очень простая: хлеб (по коми-пермяцки «нянь»), овсяный квас, пельняни («хлебное ухо»), парёнки
Пища была очень простая: хлеб (по коми-пермяцки «нянь»), овсяный квас, пельняни («хлебное ухо»), парёнки Пермский краеведческий музей

В этом году Коми-Пермяцкий округ празднует 100-летие. В год юбилея прикамцы постоянно узнают о народе, который веками жил на этой территории, что-то новое. И на слуху не только пирожки с пистиками и пӧляны (флейты из пикана). Мы узнаём, насколько уникален и непрост в изучении национальный язык, как коми-пермяки одевались, о чём пели, какие травы использовали в хозяйстве, о чём были сказки, которые рассказывали детям. А чем отличалось жилище коми-пермяков? Как жили простые крестьяне? Что в их домах было из утвари? Ответы на эти вопросы можно не только услышать, но и увидеть в архитектурно-этнографическом музее «Хохловка». Маршрут начинается с сектора Северо-Западное Прикамье, где представлены усадьбы коми-пермяков. Подробнее — в материале сайта perm.aif.ru.

Повлияли морозы

Многие жители Прикамья смотрели старые советские сказки и примерно представляют, как выглядит традиционная русская изба. В кинокартинах перед зрителем обычно предстаёт небольшое деревянное строение с печкой, лавкой и столом внутри. Ещё один непременный атрибут —кошка. Понятно, что не все сценаристы стремились добиться исторической достоверности, но общие черты настоящей русской избы присутствовали. А насколько этот образ подходит для традиционного коми-пермяцкого дома?

Усадьбы коми-пермяков можно увидеть в Хохловке.
Усадьбы коми-пермяков можно увидеть в Хохловке. Фото: Пермский краеведческий музей

«Усадьбы коми-пермяцкого и русского населения на территории Прикамья зачастую имеют общие черты, — рассказывают в музее «Хохловка». — Широко были распространены усадьбы закрытого типа. Они имели хозяйственные постройки, плотно примыкающие к жилой части. Наиболее часто встречающиеся — так называемые однорядные усадьбы. В них хозяйственные постройки были поставлены непосредственно за жилой площадью: при строительстве дома, который состоял из двух изб и сеней между ними, двор пристраивался перпендикулярно в задней части. Конструкция изб состояла из клетей — это простейший сруб, обычно прямоугольной формы, состоящий из четырёх стен, перекрытый двухскатной крышей».

Конструкция изб состояла из клетей. Фото: Пермский краеведческий музей

Что касается фронтона (так называют треугольное поле под скатами кровли) — он состоял из так называемых брёвен-самцов. В них врубались брёвна-слеги. На последние настилался тёс (тонкие доски из древесины различных пород), который собирался на крыше вверху под охлупень (конёк, массивное, выдолбленное снизу бревно), а внизу упирался в водосточный желоб, поддерживаемый «курицами» (обтёсанное с корнем дерево), зажатыми в стене.

«В архитектуре нашли своё отражение суровые природные условия. Всё в крестьянском жилище призвано сохранять тепло. Именно поэтому в избах, как правило, высокий подклет (подвал), маленькие окна, массивная кровля, приподнятое крыльцо, — рассказывают специалисты музея. — Сени выполняли функцию защиты жилых помещений от холода. Они соединяли крыльцо, избу и двор».

В жилое помещение из сеней вели низкие двери с высокими порогами. Войдя, человек попадал в подпорожье — так называли место под настилом для спанья — полатями. Последние были расположены очень низко, образуя как бы второй потолок. Их старались опустить, так как в избах, которые были без трубы и топились «по-чёрному», дым поднимался вверх и скапливался там. Потому потолок находился на высоте 3,3 м, рассказывают в музее. В дальнейшем главное место в избах стали занимать большие глинобитные русские печи, устьем направленные в противоположную от двери сторону —для сохранения тепла.

«Избы коми-пермяков были обычно не больше 25 кв. м площадью, без перегородок и отдельных комнат. В небольшом пространстве жили многочисленные семьи. У каждого человека было своё постоянное место для отдыха и сна. К примеру, старики спали на печи (самое тёплое место в избе)», — говорят эксперты. 

Миска и солоница на столе.
Миска и солоница на столе. Фото: Пермский краеведческий музей

Заходим на обед

В коми-пермяцкой крестьянской избе слева от входа располагалась короткая лавка — «коник». Обычно это было хозяйское место. Там работал и отдыхал глава семьи.

«Справа от входа, около печи находилась «западня» (пристройка в виде шкафа или чулана), ведущая в подполье. Хозяин дома, работавший в подпорожье, приглашал гостей пройти «за матицу» (несущая балка потолка) в «красный угол», обычно находившийся по диагонали от печи. Там была божница с иконой. Напротив дверей располагалась «красная лавка». Так называли почётное место для гостя. Красный угол — это ещё и место для работы, там же нянчили детей. На долгой, бабьей лавке, занимались женским рукоделием, кормили ребят, самый маленький из которых качался в зыбке, подвешенной к шесту — очепу. В переднем же углу ставили стол с отодвигающейся крышкой и ящиком под ним — подстольем», — поясняют специалисты музея.

В архитектуре нашли своё отражение суровые природные условия. Всё в крестьянском жилище призвано сохранять тепло.

Что можно было увидеть на столе? К примеру, солоницу в форме уточки и деревянную миску. На время еды стол застилался домотканой скатертью. Обедали всей семьей, ели из одной миски разными ложками. А приготовлением пищи занимались в третьей части избы — в бабьем куту, где хозяйничала женщина, — рассказывают в музее.

Пища была очень простая: хлеб (по коми-пермяцки «нянь»), овсяный квас, пельняни («хлебное ухо»), парёнки (рецепты коми-пермяцкой кухни смотри на стр. 20).

Дары природы

Сегодня мы можем обставить своё жильё как угодно. Для этого есть магазины, маркетплейсы, службы доставки и т. д. Предки же наши довольствовались тем, что давала природа. Из её даров крестьяне делали большинство предметов быта.

«Инструмент, как правило, изготавливали из местных деревьев, пазы между бревнами забивали мхом. Керамическая посуда и игрушки делались из глины. При этом большие горшки — корчаги —обматывали распаренной берестой. Кора дерева при этом становилась мягкой, а при высыхании плотно стягивала посуду, придавая ей дополнительную жёсткость. Из бересты же изготавливали всякую утварь, туеса. Всё это требовало сноровки и определённого мастерства.

Отдельные предметы, например, кованый светец, в который вставлялась лучина, мог сделать местный кузнец. Женщины занимались прядением, ткачеством. Они делали тканые холсты, которые затем могли использовать для создания предметов одежды, половики для пола, пояса — кушаки и опояски, — рассказывают в музее. — Далеко не вся работа могла выполняться дома, а в холодное время года долго находиться на улице сложно. Такие обязанности выполняли в крытом хозяйственном дворе. По его стенам располагали необходимые в крестьянском хозяйстве предметы. В крытом же дворе находились хлева, поветь (помещение для хранения сена)».

В усадьбах были и обычные хозяйственные дворы. Там находились амбар, ледник, рассадник — аналог современного парника в виде небольшого деревянного сруба. Строение защищало рассаду от непогоды, заморозков. Подальше от остальных построек располагали баню, которая долгое время также топилась по-чёрному.

Верили в домового?

Сохранились поверья и рассказы о древних языческих божествах коми-пермяков, таких как Ен и Куль.

«Они были центральными персонажами мифологических рассказов о сотворении земли. Встречаются также представления о духах природы или же построек, где центральный — суседко — хранитель очага и покровитель домашнего скота. Ему оставляли угощение и старались задобрить. При переезде из старого дома нужно было пригласить с собой домового. Для этого лапоть использовали как сани, как бы перевозя суседко из одного дома в другой», — поясняют в музее.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах