98

Как сделать муниципальные автотрассы более качественными

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. АиФ-Прикамье 19/11/2013

А на ремонт у местных властей, как правило, катастрофически не хватает денег. Возникает классический вопрос: «Что делать?» Ответ на него ищут депутаты краевого Законодательного собрания.

В ходе выездного заседания Консультативного совета в Оханском районе народные избранники проинспектировали состояние автотрасс. А затем началась серьёзная дискуссия, во время которой родилось важное предложение: вернуть значительную часть муниципальных дорог в ведение региона.

О том, как прошло заседание, рассказывает Олег ЖДАНОВ, депутат Законодательного собрания Пермского края.

Тысяча лет бездорожья

- Олег Михайлович, почему депутаты обратили внимание именно на муниципальные дороги?

- Люди, которые часто ездят по Прикамью, многое могут рассказать о качестве автотрасс районов и поселений. И положительных отзывов практически не будет. Между тем в крае, начиная с 2006 г., действует и уже подходит к завершению приоритетный региональный проект «Муниципальные дороги». Чтобы обсудить, как его выполняют, обменяться мнениями, депутаты и собрались в Оханском районе.

- Какую оценку парламентарии дали проекту?

- Судите сами: с 2011 г. по первое полугодие 2013 г. в проекте участвовали 22 муниципальных образования из 48. И это при, казалось бы, льготных условиях: местный бюджет оплачивает четверть стоимости работ, остальные деньги выделяют из краевого Фонда софинансирования расходов (ФСР).

С 2008 по 2012 гг. из ФСР на проект «Муниципальные дороги» направили более 2 млрд руб. При этом доля освоения денег неуклонно снижалась от 92% в 2008 г. до 48% в 2011 г. Сумма год от года уменьшалась - от 1 млрд руб. до 200 и даже до 80 млн руб. В позапрошлом и прошлом годах в рамках проекта капитально отремонтировали около 25 км муниципальных дорог! При общей протяжённости сети около 23 тыс. км привели в порядок примерно 0,1%. Если продолжать нынешними черепашьими темпами, то на полное приведение дорог в норму потребуется минимум тысяча лет!

- Почему территории неохотно участвовали в проекте «Муниципальные дороги»?

- Они предпочли на условиях совместного финансирования с краем направлять средства местного бюджета на приведение в порядок школ и больниц. Тем более что на этом настаивали надзорные органы. Муниципальные учреждения должны были получить лицензии, без которых они просто не смогли бы работать. А ремонт дорог финансировали из местных бюджетов по остаточному принципу.

- Проект практически завершился. Как будут финансировать ремонт дорог местного значения в 2014 г.?

- Сегодня в регионах снова появляются дорожные фонды. Есть таковой и в Пермском крае. За счёт средств фонда должны строить, реконструировать и ремонтировать дороги. И здесь принцип софинансирования с муниципалитетами другой: 5% денег местного бюджета, 95% - краевые средства. Понятно, сейчас территории стали больше пользоваться именно этим инструментом. В следующем году в Прикамье сформируют также и муниципальные дорожные фонды. Наполняться они будут за счёт части акцизов, транспортного налога. Иначе говоря, у нас появится защищённый целевой источник для решения дорожных проблем.

Фото: АиФ

Мы за качество!

- В чём суть предложений, прозвучавших на Консультативном совете?

- Есть точка зрения, что часть дорог муниципального значения надо централизовать, передать региону. Дело в том, что существуют местные дороги, состояние которых муниципальные районы просто не интересует. Это транзитные трассы, которыми пользуются в основном жители других территорий. Подобные примеры приводили на заседании Консультативного совета. Это дороги, ведущие в дачные посёлки Пермского, Добрянского, Кунгурского районов. По ним ездят в большинстве своём пермяки. А содержать эти трассы должны местные власти. Заинтересованы они в том, чтобы вкладывать деньги муниципального бюджета в строительство и ремонт таких автодорог? Думаю, что нет.

Конечно, можно сказать, что в законодательстве есть критерии, по которым ту или иную автотрассу отнесли к местному или региональному ведению. Но из любых правил всегда возможны не выходящие за рамки закона исключения. Возьмём дорогу из Перми в Усть-Качку - курортную, дачную зону. Это трасса регионального значения, хотя проходит она по территории Пермского района. И поэтому её отнесли к муниципальным дорогам. Но реконструируют дорогу за счёт средств краевого бюджета.

Сейчас надо понять, как устранить существующее противоречие. Ведь жителям края всё равно, где заканчивается дорога местная и начинается региональная, за какой участок отвечает Пермский район, за какой - Добрянский. Люди просто хотят ездить по качественным автотрассам.

Опыт соседей

- Какова лично ваша позиция?

- По моему мнению, необходимо централизовать основную сеть автодорог. Сошлюсь на опыт других российских регионов. Татарстан, Башкортостан, Свердловская и Челябинская области фактически сохранили централизованную сеть дорог. То есть своими региональными законами отнесли большую часть автотрасс к республиканской или областной компетенции и сохранили ответственность перед населением за их качество. Кто ездил по дорогам Татарии или Башкирии, может оценить их состояние.

Считаю, что обсуждение на Консультативном совете было полезным. Все предложения, материалы дискуссии проанализирует профильный комитет ЗС по развитию инфраструктуры. Надеюсь, их воплотят в конкретные решения.

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах